Третьим этапом является выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.
В рамках реализации обозначенной цели также провожу музыкальные досуги для детей – фольклорные ярмарки, театрализованные представления и праздники, имеющих социально-значимые идеи, концерты «Дети для детей» с участием ансамбля «Ложкарей»; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработала серии консультаций для родителей и педагогов о влиянии игры на народных музыкальных инструментах на развитие музыкальных и творческих способностей детей, о воспитательных и развивающих возможностях малых фольклорных форм, о создании музыкального уголка, о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (подобран репертуар музыкальных произведений как для музыкальных занятий, так и для занятий в народном инструментальном кружке, созданы декорации и костюмы для театрализованных действий, оркестровых и ансамблевых концертов и т.д.).
Основанием для аттестации на первую квалификационную категорию является следующее:
Разработала перспективный план народных праздников и развлечений с использованием народных инструментов;
Оформила альбом наглядных пособий народных музыкальных инструментов с описанием возможностей каждого инструмента;
Совместно с родителями и воспитанниками изготовили из природного материала шумовые музыкальные инструменты для практической работы с детьми на музыкальных занятиях, для обучения игре на народных музыкальных инструментах кружка «Клюковка»;
Организовала кружок «Клюковки» по обучению детей игре на народно-шумовых музыкальных инструментах;
Разработала перспективный план работы народного инструментального кружка «Клюковки».
Мои воспитанники принимали активное участие в фестивале «Самотлорские роднички», в концертной программе, посвященной 60-й годовщине Великой Победы;
Опыт работы по обучению дошкольников на традициях народной инструментальной культуры обобщен и был представлен на ГМО музыкальных руководителей в 2002, 2007 годах;
Принимала активное участие в работе городской творческой группы педагогов по разработке мониторинга к разделу программы «Ребенок в мире искусства и музыки».
Заключение
Настоящая квалификационная работа позволила войти в мир народного искусства, мир народной инструментальной культуры, позволила объединить в себе все то интересное, увлекательное, что может послужить хорошим источником для развития детей.
Созданная на материале народной инструментальной культуры система работы реализует общедидактические принципы обучения, методику обучения игре на музыкальном инструменте; методику работы с оркестром (ансамблем).
Проведенная диагностика сформированности музыкально-сенсорных способностей позволяет говорить, об эффективности применения данной системы, при обязательном условии плановой и систематической работы.
Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей, так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах (в том числе и народных); сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений, что являлось целью обучения игре на музыкальных инструментах. Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения, расширились представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества.
Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.
Показательным является момент - дети с большим удовольствием и радостью принимали участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городских фестивалей и конкурсов.
В перспективе работы - организация большего по количественному составу ансамбля, состоящий из разных групп инструментов, а также детского оркестра смешанного типа из состава детей среднего дошкольного возраста, т.к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с младшей возрастной группы и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.
Также в качестве перспективы можно рассмотреть возможность создания выставки музыкальных инструментов, изготовленных руками детей, и пополнение уже имеющейся коллекции народных инструментов.
Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.
Библиография
1. Дошкольное образование. 2006, № 6.
2. Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1999
3. Зимина А.Н., Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М, 2000
5. Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000
6. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001
7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004
8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990
9. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.,1986
10. Метлов Н.А. Музыка – детям. М., 1985
11. Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театра. М., 1999
12. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, 2002
13. Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004
14. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А., М, 1989
15. Музыкальная палитра //журнал. , 2003 г., №2 , стр.14
16. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В.. – М., 1992
17. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998
18. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор.- М., 1999
19. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. -Спб., 1998
20. Разина Т.М. Русское народное творчество . М., 1999.
21. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001
22. Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца. СПБ, 2006
23. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
24. Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5 с. 109.
25. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.