Смекни!
smekni.com

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах (стр. 7 из 9)

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и т. д.).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, орга низуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например металлофонов, цитр.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходи-"мо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом -другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов, чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов — третьему (в зависимости от характера музыки).

Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы — здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть примерно в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов или триол, имеющих яркое звучание, может быть несколько (2—4 инструмента). Количество ударных тоже не должно быть очень большим.

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они про-певают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.

6. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

В 1976 г. на Всесоюзном совещании работников детских учреждений, посвященном самостоятельной художественной деятельности детей, подчеркивалась ее значимость в жизни ребенка, приводились в подтверждение факты многочисленных исследований, заслушивался опыт работы некоторых дошкольных коллективов.

Надо стараться учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий.

К этому вопросу надо подойти очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.

Стараться, чтобы во всех группах в музыкальных уголках были альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; проигрыватель с набором пластинок с программными произведениями, народной музыкой, детскими песенками и сказками.

Наиболее ярко самостоятельная музыкальная деятельность проявляется в группах старшего дошкольного возраста.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.

Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.

Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества.

Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.