Смекни!
smekni.com

Подготовка пальцев и оставление их на струнах при игре на скрипке (стр. 2 из 2)

При исполнении ряда аккордов, построенных на органном пункте, рекомендуется не снимать пальца со струны, на которой выдерживается органный пункт.

В ряде случаев в аккордах можно снять палец со струны, не выдержав даже указанной в тексте длительности басового звука, однако это крайне нежелательно делать до того как начнет звучать верхний звук.


В сочетаниях так называемых «разложенных» аккордов (арпеджированных группировок) одинарными или двойными нотами следует пользоваться теми же приемами оставления и подготовки пальцев для более связного соединения звуков, что и во всех приведенных ранее примерах:

В примере «скрытые» аккорды требуют подготовки и оставления пальцев.

Исполнение ряда одинарных и двойных флажолетных звуков (за исключением натуральных) также обусловлено необходимостью оставлять пальцы на струнах во время передвижения руки вдоль грифа:

У Л. Ауэра встречается указание на прием одновременной постановки группы пальцев на струну при нисходящих исследованиях хроматических звуков:


Если этот прием не применять на практике, то все же следует заблаговременно располагать группу пальцев над струной для обеспечения ритмичного движения.

2.6 Техника pizzicato

На том же принципе одновременной подготовки нескольких пальцев основана техника pizzicato пальцами левой руки. Как известно, для извлечения одного звука (за исключением звука открытой струны) pizzicato левой рукой необходимо, чтобы на струне находились одновременно два пальца; один из них (вышележащий), защипывая струну, обеспечивает звучание, а другой (нижележащий) подготавливает определенную высоту звука.

Ряд звуков, исполняемых на одной струне pizzicato в подвижном темпе, требует одновременной подготовки группы пальцев; каждый из них выполняет поочередно обе упомянутые выше функции.

Используя оставление и подготовку пальцев, следует во всех случаях избегать усиления нажима их на струны, устранять напряжение и связанное с этим торможение в движении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже было подчеркнуто выше, использование указанных приемов должно быть целесообразным и разумным. Следует избегать преувеличений, которые только усложняют игру. Например, исполняя мелодию в умеренном движении, нет надобности оставлять на струне свободные от игры пальцы, так как они только затрудняют вибрационные движения, обедняя тем самым звучание, лишая его свободы и красоты.

Необходимо в каждом отдельном случае учитывать темп и характер музыки. В зависимости от различных художественных задач, один и тот же вид техники может требовать различного подхода к рассмотренным приемам. Так, например, в быстро чередующихся терциях следует оставлять первый и третий пальцы:

В кантилене же оставлять пальцы нет надобности, так как это сказывается на выразительности звучания особенно терций, взятых вторым и четвертым пальцами.

Вообще не следует прибегать к чрезмерному задерживанию пальцев на грифе, так как это делает звучание плоским и тормозит развитие техники. Например, в упоминавшейся редакции Э. Кросса этюдов Р. Крейцера и П. Родэ приемы оставления и подготовки пальцев доведены до такой крайности, что они становятся безусловно порочными.

Разумное же применение этих приемов самым благоприятным образом сказывается на воспитании игровых движений, а следовательно, и на качестве художественного исполнения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Музыка, М., 1965;

2. Бернштейн Н. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

3. Вальтер В. Как учить игре на скрипке. Практическое пособие для учителей и учащихся. СПб, 1910.

4. Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. – М., 1930.

5. Львов А.Ф. Советы начинающим играть на скрипке. – СПб.,1859.

6. Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1960.

7. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л., 1973.