КУРСОВАЯ РАБОТА
«Современный японский рок»
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентке Горшуновой Надежде Игоревне группы 1821А
1. Наименование темы «Современный японский рок»
2. Основания для разработки Необходимость выявления важнейших особенностей по теме «Современный японский рок»
3. Источники разработки Произведения художественной литературы японских и русских авторов, а также сеть Интернет.
4. Технические требования (параметры) Оформление работы согласно установленным нормам.
5. Дополнительные требования Работа с литературой на японском и английском языках.
6. Перечень разрабатываемых вопросов:
1. Выявление особенностей Японского рока и Японской рок культуры.
2. Рассмотрение отдельных исполнителей Японского рока.
3. Специфика Японского рока и его влияния на молодёжь.
7. Перечень графического материала Рисунки для защиты курсовой работы.
График выполнения работы
№ | Наименование этапов курсовой работы | Срок выполнения этапов работы | Отметка о выполнении, примечание |
1. | Выбор темы | ||
2. | Разработка структуры и библиографии | ||
3. | Представление чистового варианта | ||
4. | Защита итогового варианта с подписью и отзывом руководителя |
Дата выдачи задания ________________________
Срок представления к защите _________________
Руководитель курсовой работы
Студентка
Содержание
Введение
1. Глава 1. Что такое Рок
1.1 Рок, как направление в американской и европейской популярной музыке
1.2 Японский рок (J-Rock)
1.3 Вижуал-Кей
2. Глава 2. Современные Японские рок исполнители
2.1 Camui Gackt – Японский рок исполнитель
2.2 «Glay» - Японская рок группа
Список использованных источников и литературы
Введение
Традиционно Япония считается страной с очень консервативным мышлением. В Японии сильны традиции, стереотипы. Рок-музыка, напротив, считается музыкой протеста молодежи. Появившись в Великобритании, рок быстро распространился по всему миру как альтернативная музыка, образ жизни протестующей молодежи. Всегда рок музыка вызывала восторг у молодежи и раздражение (как минимум) у старшего поколения. Причем, на роке выросло несколько поколений, и каждое последующее поколение считало музыку предыдущего «простенькой, слишком мелодичной». Для Японии рок музыка – явление привозное, заграничное. Естественно, она не просто являлась протестом, она подрывала сами устои японского образа жизни, где главным аргументом деятельности в течение многих веков являлось то, что «так было всегда».
Сам японский рок – сочетание казалось бы, не сочетаемых вещей – протеста и традиционности.
Глава 1. Что такое Рок
1.1 Рок, как направление в американской и европейской популярной музыке
Рок - (англ. Rock music от rock - качаться, трястись) тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.
РОК-МУЗЫКА - (английское rock music, сокращенное от rock'n'roll) направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных “нонконформистских” движений молодежи (смотри “Контркультура”). Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок группам Великобритании — “Битлз”, “Роллинг Стоунз” и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыка). Усвоение рок музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок- музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу (бит), использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно телевидение), рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах (например, для отечественной рок музыки наиболее существенную роль играет текст).
1.2Японский рок (J-Rock)
Популярность рок-музыки в Японии началась в период 60х-70х годов, прошлого уже, ХХ века. Особый восторг молодёжи того периода вызывали, в первую очередь, западные рок-команды. Свои же, японские рок-коллективы, которые начали возникать на волне всеобщего увлечения этой музыкой, особого интереса соотечественников не вызывали. Ибо подражательство ещё было основой их творчества, а оригинал, как известно, почти всегда лучше копии.
Японский рок весьма удивительный феномен, где сочетаются невероятно эмоциональная окраска вокала, шокирующие визуальные образы, стилистическое разнообразие и другими национальные особенности... Столько страдания, боли, горя и слез, как в J-rock'е, вы не встретите больше нигде. Жанровых границ у японского рока практически не существует – в нем всё: и готика, и хард-кор, и панк... Этакий музыкальный салат. Помимо традиционных рок-гитар и ударных, в J-rock'е присутствует масса других инструментов, начиная от японских национально-культурных, и заканчивая уникальным, причудливо изогнутым «непонятно-чем» (на котором, впрочем, они еще и умудряются играть).
1.3 Вижуал-Кей
Вижуал-Кей (ВК) - это музыкальный жанр, который появился в конце 80-х - начале 90-х годов в Японии, в различных городах практически одновременно, но "главным зачинщиком" был, безусловно, Токио. Расшифровка термина ВК следующая: 'visual' - слово, позаимствованное японцами из английского языка, используется в значении 'visual appearance', то есть имеет отношение к внешнему виду музыкантов. 'kei' - в переводе с японского означает "стиль". Вообще, в плане внешнего вида, ВК группы НИЧЕМ не отличаются от европейских готов начала 80-х. Но к музыке это не относится.
ВК свободно сочетает в себе разные составляющие: минорную атмосферу, театральность готической музыки; иногда проскальзывающие гитарные соло-партии, в которых явственно угадывается влияние heavy metal, правда, не без мелодичности; а насчет ударных можно с уверенностью сказать, что они родом из панка. Творчество ВК групп хоть и строится на «переломных влияниях» в музыке, при этом имеет стандартную для поп и рок-музыки схему: куплет-припев-куплет-припев-инструменталка-припев, и очень редки исключения из этого правила. ВК продолжается привычно считаться андеграундной музыкой из-за своей эстетики, но по сути он «вырос» из того же рока и попсы.
Лирика у ВК групп очень размытая и непонятная, хотя можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство песен о чем-то мрачном и пессимистичном. В них описываются смешанные чувства и переживания, но людям, разбирающимся в японском языке на профессиональном уровне, все это представляется скорее "кризисом подросткового возраста". Песни, заставляющие глубоко задуматься или заняться «самокопанием», конечно же существуют, но общий их процент не так велик как кажется сперва.
Важно помнить, что термины «ВК», и даже «JRock», были придуманы не музыкантами, а их фанатами. Понятие «JRock», как это понимают русские фэны (слово не используется самими японцами), описывает любую японскую группу, играющую рок-музыку. Но японские рокеры используют в своей музыке и поп-стиль, так что это унифицированный жанр. В таком случае, должно существовать что-то в духе РРок... Откуда тогда неутихающие споры, что следует считать русским роком, а что нет? Так же и с японской музыкой. Когда люди говорят «JRock», они имеют в виду такие группы как GLAY, Luna Sea и L'Arc~en~Ciel. С того времени, как весь ВК именуется «японским роком», фанаты постоянно путают эти 2 термина. ВК, тем не менее, относится к группам, которые играют более "темную" музыку, чем основной поток групп, играющих рок.
Несомненно, "ближайшим родственником" ВК является готический рок. Готический рок - эдакая смесь из всего, что мы привыкли считать готикой. Но как бы то ни было, этот самый готический рок 80-х отличается от JRock'а следующим образом:
1. В готической музыке больше синтезаторного звучания
2. В готической музыке мало внимания уделяется гитарным соло и всяческим rock/heavy-metal прибамбасам. Меньше "эстетических" рамок жанра
3. Идеология готической музыки заключается в том, что бы показать фатализм, "трагедию красоты жизни"
В ВК всего этого вы не найдете. В Японии нет ярко выраженных представителей готики, но в таком случае ВК можно назвать "японским вариантом готики".
ВК очень мало позаимствовал у металла, основное влияние на этот стиль оказала классическая музыка, ее принципы строения мелодии и структура в целом. Помимо этого ВК включает в себя ритмы speed thrash и консонантные, то есть созвучные гармонии и мелодии heavy-metal. Как бы то ни было, с тех пор сходство стало поверхностным, сравнение ВК с разными стилями, вероятно, стало субъективным, хотя ВК может звучать очень "трэшно" или еще как-нибудь, но нельзя отрицать влияние металла на творчество таких групп как Kuroyume, Luna Sea и L'Arc~en~Ciel. К тому же современный металл (black/death) имеет под собой более глубокую идеологию, нежели ВК. Но все это крайне запутанно, так что не будем вдаваться в эти ужасные дебри. Как и говорилось ранее, ВК по своей идеологической подоплеке гораздо ближе к готической музыке, нежели к глухому нигилизму металла или незагрузочным мотивам рока.
Если говорить о том, "что есть ВК" одним предложением, то это будет звучать так: стиль, в котором соединяются похожие музыкальные течения - готика/металл/панк, в результате чего получается совершенно новое направление рок-музыки.