ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Обзор литературы по теме
2 Творческий путь
3 Анализ песен Стинга
4 Характерные особенности творчества Стинга
Выводы
Библиография
1 Обзор литературы по теме
Исследователям творчества Стинга несказанно повезло, ибо в нашей стране опубликовано три книги о его творчестве. Такие корифеи джазового вокала, как Элла Фитцджеральд, и Сара Вон, пока не имеют ни одной российской монографии, кроме статей в разных музыкальных журналах, а этот, сравнительно молодой музыкант, при жизни удостоился трёх изданий.
Причём, одна из книг –«Разбитая музыка» - это его биография, опубликованная в Екатеринбурге.[1] Вторая книга – «ThePolice & Sting», Криса Вэлча, посвящена периоду его творчества, когда он играл в группе «Полис»[2]. И третья книга, английского писателя - Уинсли Кларксона - "СТИНГ. Тайны жизни Гордона Самнера"[3], посвящена его биографии и описанию творческого пути великого певца.
Кроме этих книг, для полного раскрытия темы, мы пользовались информацией из персонального сайта музыканта. www.sting.com
2 Творческий путь
Стинг[4] настоящее имя: Гордон Мэттью Самнер родился: 2 октября в 1951 г. в портовом городе Ньюкастл на севере Англии. Его отец, Эрнест Самнер, работал монтажником, а мать, Одри работала медсестрой. Стинг рос в семье убежденных католиков. И в детстве прислуживал в церкви алтарником.
После окончания гимназии, в 1971 году Стинг поступил в педагогический колледж Северных графств. Не имея стипендии, за годы учебы он перепробовал самые разные профессии: от автобусного кондуктора до клерка в государственном финансовом учреждении. Наконец, закончив в 1974 году педагогический колледж с дипломом по английскому языку и музыке, он поступил на стажировку в среднюю школу в Ньюкасле. Немногим позже Стинг получил должность учителя в католической начальной школе Св. Павла в Кремлигтоне, где проработал два года, преподавая в младших классах все предметы программы.
Еще учась в колледже, Стинг начал активно заниматься музыкой. Интересно, но Стинг в своём музыкальном развитии, прошёл всю историю джаза, от диксиленда, до стиля фьюжн. Так сначала он играл трэд в оркестре The PhoenixJazzmen, в репертуаре которого была музыка Армстронга, Кинга Оливера и Сиднея Беше, затем он освоил стиль свинг, играя в биг-бенде NewcastleBigBand музыку Глена Миллера, Дюка Эллингтона и Вуди Германа, и наконец он стал играть мейнстрим и фьюжн в группе LastExit.
Именно в этой группе Стинг начал писать свои песни. Стоит заметить, что в те годы Last Exit были довольно известны на северо-востоке Англии и даже участвовали в международном джазовом фестивале в Испании хотлайнерами которого были Диззи Гиллеспи и Элла Фитцджеральд.
Возможно, отдельные их композиции, сочетавшие в себе джазовые импровизации и рок-музыку (фьюжн), могли бы получить признание и за пределами Англии, если бы не волна панк-рока, завладевшая сценой в конце 70-х и сделавшей невозможной карьеру группы.
Потерпев неудачу в родном городе, Стинг перебирается в Лондон. Там он знакомиться с барабанщиком Стюартом Коплэндом, вместе с которым они создали группу «The Police». Третьим ее участником стал гитарист Генри Падовани. Именно в таком составе The Police записали свою первую песню - "Fall Out”.
Самым модным течением в рок-музыке конца 70-х был панк. Поэтому первые песни The Police несут на себе явный отпечаток влияния SexPistols и других подобных групп. На гребне панковой волны The Police достаточно легко преодолели пропасть, разделяющую безвестность от популярности. Согласитесь, проделать это, прямо конкурируя с Pink Floyd, Genesis или Led Zeppelin, было бы гораздо сложнее. Однако с первых дней существования The Police в их музыке, кроме панк-рока, присутствовали элементы и других музыкальных стилей, в частности рэгги.
Спустя несколько месяцев на смену Падовани пришел Энди Саммерс, игравший до этого в New Animals и сотрудничавший с самим Майком Олдфилдом. Продюсером группы в те годы был брат Стюарта Коплэнда, Майлс.
В 1978 г. The Police записывают свой первый гигант, "Outlandos D'Amour", несколько песен с которого ("Roxanne", "So Lonely", "Can't Stand Losing You") заняли высокие места в чартах. Следующий альбом, "Reggatta De Blanc", был, пожалуй, посильнее, так как Стинг уже изб авился от ставшего ненужным панковского налета. Такие песни, как "Walking On The Moon" и "Message In A Bottle", наглядно продемонстрировали возросший потенциал группы и ее способность потеснить с пьедестала стареющих лидеров рока.
Записав в 1980 г. альбом с интригующим названием "Zenyatta Mondatta" с такими хитами, как "Don't Stand So Close To Me" и "De Do Do Do, De Da Da Da", The Police в опросе, проведенном среди читателей "Melody Maker", заняли 3-е место, вслед за Pink Floyd и Led Zeppelin. Четвертый альбом, "Ghost In The Machine", вышел в 1981 г. А следующий, "Synchronicity", в 1983-м. Музыкальная палитра группы становилась все более богатой, ее звучание все более изысканным. Ничто не предвещало скорого распада.
Но в 1984 году, пути Стинга, Саммерса и Коплэнда окончательно разошлись. Стинг начинает сольную карьеру.
Свой сольный альбом «Dream Of Blue Turtles» Стинг начал записывать еще в 1984 году, когда «The Police» находились в зените своей мировой славы. Записанный при участии джазовых музыкантов - саксофониста Брэнфорда Марсалиса, пианиста Кенни Керкланда и барабанщика группы «Weather Report» Омара Хакима, он появился на следующий год и продемонстрировал новый этап в творчестве Стинга. Изящно аранжированные новые песни были проникнуты глубоким лиризмом, тексты несли самостоятельную смысловую нагрузку, а сам альбом обнаруживал заметное влияние джазовой музыки. «Dream Of Blue Turtles» пользовалсяогромнойпопулярностьюипринесмузыкантунесколькохитов: «If You Love Somebody Set Them Free», «Love Is the Seventh Wave» и «Fortress Around Your Heart». Среди других композиций альбома наиболее интересной в музыкальном плане была цитировавшая Сергея Прокофьева антивоенная песня «Russians». Практически с тем же составом Стинг записал концертный альбом "Bring On The Night" (1986), содержавший как новые, так и старые песни.
Альбом-посвящение “Nothing Like The Sun” вышел в 87 году, в его записи кроме Марка Нопфлера и Эрика Клэптона, приняли участие, саксофонист Марсалис и клавишник Киркланд, кроме того в записи нового сольника Стинга были задействованы аранжировщик Гил Эванс и бывший соратник по группе «Полис» гитарист Энди Саммерс, а в концертном варианте ещё и Jeff Campbell, Delmar Brown и Tracey Wormworth.
Главные хиты этого диска - “Englishman In New York” и удивительно прозрачная “Fragile”. Из других жемчужин альбома, ярче блестели “Straight To My Heart”, “We’ll Be Together” и “They Dance Alone”, адресованная южно-американским матерям сгинувших политзаключённых. Годом позже несколько песен с этого альбома Стинг записал на испанском и португальском языках ("Nada Como El Sol…").
Мировое турне Стинга в поддержку “Nothing Like The Sun” и испаноязычного миньона “Nada Como El Sol” началось на гигантском стадионе Maracana в Рио, вмещающем 200 тысяч человек, как раз в тот день, когда музыкант получил известие о смерти отца. В процессе гастролей музыканта хватило ещё и на участие в туре под эгидой «Международной амнистии» “Human Rights Now” наравне с Bruce Springsteen и Peter Gabriel.
Лишь в 1991 г. вышел новый диск, "Soul Cages", самый меланхоличный из всех альбомов музыканта. Причина - последовавшие одна за другой две смерти - сначала матери, а затем и отца. В записи альбома участвовали совершенно новые музыканты. С ними же в 1993 г. Стинг записал, пожалуй, самый успешный свой диск, "Ten Summoner's Tales", отличающийся от "Soul Cages" светом и юмором, столь характерным для музыканта.
Новый пик общественного признания пришёлся на год 1994. Вместе с Bryan Adams и Rod Stewart Стинг записывает песню “All For Love” к фильму «3 мушкетёра». Трек провёл 5 недель на вершине многочисленных хит-парадов и достиг «платины». Далее следуют три новые номинации Грэмми, и релиз успешного сборника “Fields Of Gold: The Best Of Sting” с двумя новыми песнями.
С интервалом в 3 года выходят еще два альбома Стинга - "Mercury Falling" (1996) и "Brand New Day" с мега-хитом “Desert Rose” (1999), с последним из которых он выиграл два очередных Грэмми. В 2000 году, получая очередные Grammy за альбом и титульный трек, Мэтью исполнял “Desert Rose” вместе с тонкоголосым алжирским певцом Сheb Mami, придавшем песне шарм и очарование world music. За это выступление Стинг получил ещё награду фонда арабо-американского института Kahlil Gibran Spirit of Humanity Award.
2003 года ознаменован релизом нового альбома “Sacred Love” и началом практически 2-х летнего мирового турне, прокатившегося по 5 континентам. Выступал музыкант уже с титулом “Commander In The Most Excellent Order Of The British Empire” (CBE), полученным им на пару с Дэвидом Гилмором 14 июня от Королевы Елизаветы Второй. За достойную музыкальную карьеру и активную общественную работу, ни много, ни мало. Диск “Sacred Love” сам по себе был достоин отдельного внимания. Не только за участие в нём разномастных гостей (Anoushka Shankar, Mary J. Blige, Vicente Amigo), но и за отличный музыкальный материал: разнообразный, нескучный и ожидаемо высокоинтеллектуальный. Хотя, некоторых покоробила примесь вездесущих хип-хопа и r’n’b на макси-синглах “Whenever I Say Your Name” и “Stolen Car”. Но в остальном Sting сохранил своё неповторимое лицо и в очередной раз удивил широтой музыкального кругозора, от electro-up-beat с фламенко в “Send Your Love” до пропитанной Индией “Book Of My Life”
В 2004 году музыкант привлёк к себе дополнительное внимание туром с Annie Lennox, а в 2005 – новым турне под названием “Broken Music”. Лейтмотивом гастролей была поддержка одноимённой автобиографии Стинга, вышедшей ещё в 2003, поэтому на 181 концерте игралось много песен The Police и редко исполняемых номеров. Концерты посетило около 2 миллионов человек.
И вот новый, необычный проект. В октябре 2006 года Sting намерен совместно с боснийским музыкантом Edin Karamasov, играющим на лютне, выпустить альбом “Songs From The Labyrinth”. Пластинка будет содержать кавер-версии - в основном инструментальные фрагменты средневекового английского композитора John Dowland, сыгранные Стингом в дуэте с Карамазовым, и несколько вокальных номеров. Вот так, получив когда-то от своего гитариста в подарок лютню, проникшись этим инструментом, овладев им и решив немного поэкспериментировать, при этом, не планируя ничего серьёзного, Sting оформил свой новый альбом, Лютневые" песни Дауленда представляют собой редукцию его же консортных песен. Лютне поручены все недостающие голоса, или в консорте, она дублирует все голоса, кроме первого.