Все это в целом свидетельствует об изменении соотношения музыкального и внемузыкального начал в жанре классицистского хорового концерта. Музыкальное становится определяющим, подчиняющим себе все внемузыкальные факторы. Повышение роли музыкальных средств в создании художественного целого оказалось связанным со снижением значения внемузыкальных функций, определяемых культовой предназначенностью хоровых концертов. В силу этого стало возможным их исполнение вне церкви, а также существование одного сочинения в двух редакциях: хоровой и инструментальной. Это обстоятельство сразу же изменило жанровую специфику хоровых концертов, наметив дальнейший путь эволюции жанра.
Сосуществование хоровых концертов в 18 веке с многочисленными светскими жанрами повлекло как включение стилистики этих жанров в музыкальный язык концертов (что происходило на уровне тематизма), так и обратного воздействия церковной музыки на светскую. Оно было связано не только с исполнением духовных сочинений в концертной обстановке, переложением их для других исполнительских составов, но и с распространением циклических форм.
Музыкальная цикличность, формирующаяся в русской музыке именно в церковных жанрах (в хоровом концерте, в частности) постепенно становится универсальным качеством и распространяется на сферу светского искусства, подкрепляясь воздействием западно-европейских инструментальных влияний. В классицистском хоровом концерте происходит формирование закономерностей циклической композиции: распределение логических акцентов между частями цикла, различие их драматургических функций, устремленность к финалу, тематическая контрастность частей, их относительная самостоятельность и завершенность.
Именно в жанре хорового концерта эпохи Классицизма, материализовавшего потребность русского общества в профессиональной светской музыке и в определенной степени компенсировавшего отставание современных ему жанров – инструментального и оперного, оказались заложены черты потенциально симфонического полюса. Отечественной музыкальной культуры, которые составили основу опено-симфонического стиля Глинки, а затем реализованные в жанре русской симфонии.
Заключение
Выполненный анализ хоровых концертов, принадлежащих различным историческим эпохам, выявил определенные данные.
Общая направленность конструкции целого имеет следующие закономерности. Для партесных концертов свойственны: цельность масштабной контрастно-составной формы со значительной ролью в ней повторности как принципа развития, развивающейся по спирали, основанной на чередовании разновеликих эпизодов, тематически не контрастных друг другу, не имеющей однотипных схем.
Для классицистских концертов характерны: крупная слитноциклическая контрастно-составная форма с ограниченным количеством частей, выполняющих различные функции в целом, архитектонически стройная с признаками универсализации схем, значительной ролью контраста на тематическом уровне.
Членение в хоровык концертах данных стилистических групп осуществлялось сходными приемами, однако, соотношение роли этих приемов на различных уровнях специфично для каждой группы.
В партесных концертах наиболее крупным уровнем членения можно считать смены размеров, совпадающие со сменой темпов. Далее следуют смены слов, часто совпадающие со сменой типов фактуры (тутти – ансамбль) и тематического материала. Однако, полного совпадения в текстовом и фактурном рядах нет. Фактурный ряд является более низким из-за более дробного в нем членения.
В классицистских хоровых концертах высший уровень членения определен образно-тематическим контрастом, подкрепленным сменой темпов и размеров. Затем следуют уровни текстомузыкального и фактурного членения. При этом в некоторых моментах они совпадают, а в других – фактурное членение является более дробным.
Одним из самых стабильных факторов членения в концертах двух типов является смена слов. Окончание словесного построения (фразы, предложения) всегда сопровождается музыкальной цезурой (разной степени глубины). Это подчеркивает особую важность словесного текста в хоровых концертах, что связано с включением этого жанра в культовый ритуал, где смысл слов подчинял себе все остальные стороны (музыку, действия, окружающую обстановку и т.п.).
Однако, отношение композиторов к работе со словом различно. Так, в партесных концертах насыщенность слов текстом музыкальных построений невелика. Многократные повторения словесных оборотов, особенно в экспозиционных разделах, образуют масштабные музыкальные эпизоды, насыщенные интенсивным развитием. Это приводит к возрастающей роли в них чисто музыкальных закономерностей. Этому не способствует и диалогичность переменного типа многоголосия, когда происходит несовпадение во времени словесных оборотов в каждом из голосов.
Таким образом. Слово становится подчиненным фактором по сравнению с музыкой. А это обстоятельство позволяет говорить о привнесении в прикладной жанр художественного начала, о хоровом концерте как явлении музыкальной культуры, а не только как о фрагменте культового ритуала.
Эта же тенденция еще более усилилась в классицистской разновидности жанра. Смены слов здесь становятся более интенсивными, а повторы их охватывают более крупные композиционные единицы (предложения). Но значительная роль полифонических эпизодов с несовпадением в каждом из голосов словесных оборотов приводит к затушевыванию их смысла и выдвижению на передний план эмоционального выражения содержания, т.е. повышению роли музыкального начала.
В целом, наблюдения над процессом формообразования в жанре хорового концерта показывают, что изменения в нем касались прежде всего способа организации музыкального потока в единое целое. Но неизменными оставались некоторые факторы, приобретшие значение жанровых констант.
Именно хоровой концерт (партесный, а затем классицистский) был ведущим жанром в жанровой системе своего времени, уступив свое первенство лишь во второй половине 19 века светским жанрам.
Эволюция принципов формообразования в жанре хорового концерта шла в русле смен общих стилистических тенденций в русской музыке, отражая состояние системы музыкального языка того или иного времени.
Литература
1. Батычко Г. О закономерностях формирования тематизма в партесном концерте. Донецк, 1984г.
2. Васина-Гроссман В. Хоровая музыка.- М., 1977.
3. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры М.; Муз., 1983г.
4. Герасімова-Персидська Н. Хоровий концерт на Україні в 17 -18 ст. – К., Муз.Укр., 1978р.
5. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры – М., Сов. комп., 1985г.
6. Рыцарева М. Российский хоровой концерт 17 – первой половины 18 веков. – Л., 1976г.