Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надёжно обеспечив его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены.
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работ в Италии были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо ребёнка, никто из важной и всесильной знати, не сумел оценить по0настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьёзность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. Пришлось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Только что пережатая слава делала обратный путь ещё более безрадостный. Забава надоела, увлечение прошло. Моцарт был скоро забыт. В Италии оно больше никогда не был. Трудное, но счастливое детство и юность закончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.
Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижёром своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть юношу. От своих слуг, кем был в его глазах Моцарт, Колоредо требовал полного подчинения.
Старый Моцарт, видя безвыходность положения, уговаривал сына смириться и покорится. Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло. А сочинение церковной музыки, которую особенно любил граф, мелких развлекательных произведений его не удовлетворяло. Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьёзной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателей.
С величайшим трудом, получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребёнка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написано уже около трёхсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии!
Но и в Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромном номере гостиницы и зарабатывал на жизнь, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. Моцарт был в отчаянии. Впереди его ожидало ещё большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.
Творческим результатом поездки в Париж были пять замечательных сонат для клавесина, в которых сказалась вся сила и зрелость их таланта.
В течение 1775-1777 годов, вновь проведённых в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошёл к своим творческим вершинам в жанре сольного концерта. Громадной популярностью пользуются ля-мажорный и ре-мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы.
Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без его разрешения. Чтобы ещё больше унизить великого всемирно известного музыканта, он заставлял его обедать вместе со слугами в людской, где композитор должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров. А в это время с блестящим успехом в Мюнхене шла новая опера Моцарта «Идоменей, царь Крита».
В эволюции оперного творчества Моцарта «Идоменей» является важных этапом. Значение «Идоменея» в том, что Моцарт, взяв всё лучшее, что было в опере-сериа и творчестве Глюка, переосмыслив эти традиции в духе своих творческих принципов и таким образом подошёл к созданию опер, являющихся вершиной его композиторской деятельности.
Успех «Идоменея» окончательно утвердил Моцарта в его давнишнем стремлении не возвращаться к зависимому положению придворного музыканта. Терпению Моцарта пришёл конец, ничто не могло поколебать его твёрдого решения ценной потери материального благополучия покончить со своей службой. Он подал письменное заявление об увольнении. Архиепископ ответил не только отказом, но и встретил Моцарта потоком оскорблений. Моцарт вторично принёс заявление: когда он пришёл за ответом, оберкамергер архиепископа граф Арко вытолкнул его за дверь. После этого Моцарт в течение нескольких дней был близок к душевному расстройством. Придя в себя, он решил не возвращаться в Зальцбург, а остаться в Вене, где прожил до конца своих дней. «Счастье моё начинается только теперь», - писал он отцу. Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего рассвета его таланта.
Вскоре композитор женился. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер, весёлая, жизнерадостная, привлекательная девушка. Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы быстро переросли во взаимную любовь. Чувство Моцарта подогревалось совпадением имени его невесты с именем главной героини оперы, над которой он работал в этот период. Однако их желание соединиться встретила препятствие со стороны отца Моцарта и матери Констанцы. Моцарт в августе 1782 года был вынужден увезти невесту из дома матери и тайно с ней обвенчаться.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля». В это время в Вене, как и в других город Австрии, усиленно наслаждалась итальянская музыка. Это противоречило народным вкусам, но нравилась придворного кругом.
Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество», - с достоинством ответил Моцарт.
Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы 18 века. Но, несмотря на традиционный тип сюжета, ни в одной опере того времени не было такой мягкости и тонкой музыкальной характеристики героев и их чувств, глубокого проникновения в их психологию, такой задушевностью и поэтичности в воплощении лирических образов и такого остроумия и юмора в воплощении комических образов, как в опере Моцарта.
Тяжело складывался для Моцарта начальный период жизни в Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни поддержки со стороны родных и близких. Потеряв былые связи, он вынужден был работать до изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому примешивалось беспокойство об отце и сестре, которым он лишён был возможности помогать.
Успех «Похищения из сераля» снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро установил связи с различными меценатами, познакомился он и с Гайдном. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам свого старшего современника Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта. «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал», - сказал он отцу Моцарта.
В аристократических, общественных и домашних кругах Вены культивировалась тогда инструментальная музыка – симфоническая и камерная, - и Моцарт написал за эти годы между «Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро» (1782-1786 годы) большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
«Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы-сериа. Однако по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в истории музыкального театра 18 века. Развивая принципы, которые уже были заложены в «Похищение из сераля» и намечены в более ранних операх, Моцарт создал реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сценической ситуации.
1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Вначале публика встретила её восторженно. Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких представлений была исключена из репертуара венского театра. Однако музыка №Свадьбы фигаро» приобрела огромную популярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и разыгрывалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках.
Для гениального композитора наступило тяжёлое время. Моцарт был лишён даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи – жены и детей.
Большим событием для Моцарта был громадный успех №Свадьбы Фигаро» в Праге, она вошла в постоянный репертуар оперного театра.
Дирекция его предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это было очень выгодно Моцарту, ведь он временно избавлялся от материальных затруднений.
Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над «Дон Жуаном», который вызвал восторг исполнителей. Премьера «Дон Жуана» в Праге состоялась 29 октября 1787 года.