Смекни!
smekni.com

Вольфганг Амадей Моцарт (стр. 3 из 6)

Эту оперу нельзя отнести к какой-либо определённой жанровой категории. «Дон Жуан» представляет собой синтез и взаимопроникновение высокой музыкальной трагедии и оперы-сериа. Сам Моцарт назвал её «весёлая драма», желая тем самым подчеркнуть драматическую сущность оперы.

В мае 1788 года «Дон Жуан» был поставлен в Вене. Но там его встретили холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. В конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарт получил его место.

В течение лета 1788 года Моцарт написал три последние и величайшие симфонии. Симфония ми-бемоль мажор проникнута танцевальными ритмами и интонациями. Лирико-драматическая симфония соль минор – самая популярная из симфоний Моцарта – по своей задушевности и лирической взволнованности представляет собой уникальное явление в симфонической музыке 18 века. Монументальная симфония до мажор, получившая название «Юпитер», с грандиозным финалом, сочетает сонатную форму с тройной фугой. Её финал демонстрирует поразительное полифоническое мастерство композитора.

Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Перенапряжённость в работе, постоянные материальные трудные угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его организм. Чтобы облегчить своё положение, Моцарт предпринял концертные турне. Но они приносили ему мало дохода. Заказов на оперу давно не было.

Лишь в начале 1790 года в вене была поставлена новая опера «Так поступают все». А летом 1791 года по случаю коронования Леопольда 2 королём Чехии Моцарту была заказана опера «Милосердие Тита». В творчестве Моцарта обе эти оперы занимают второстепенное место.

Последняя опера Моцарта «Волшебна флейта» - одно из величайших его созданий. По предложению своего антрепренера и друга Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить свои пошатнувшиеся дела, Моцарт начал работу над «Волшебной флейтой». Шикандер, создавая либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда «Лулу».

Опера эта представляет собой философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, психологически тонко выражены чувства любящих друг друга Тамино и Памины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено и Папагены – подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Так персонажи сказки становятся живыми людьми, наделёнными определёнными индивидуальными качествами.

Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта. Ещё до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в чёрное, заказал реквием и скрылся. Моцарт его больше не видал. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял это заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее всё это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга цу Штуппаха, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием – своё последнее произведение, - сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Композитора не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.

Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки богослужебного культа. Средством хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека.

Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известный всем я птицелов» из «Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют.

Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия денег у его осиротевшей семьи великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место погребения до сих пор неизвестно.

Симфонии Моцарта

Свою первую симфонию Моцарт сочинил в Лондоне, там же её и исполнили. Она, как и многие последующие, следовала образцам галантной, живой и энергичной музыки И. К. Баха и демонстрировала врожденное чувство формы и инструментального колорита.

В 1773 году была написана симфония g-moll. Не та, знаменитая, а небольшая, несложная симфония №25, рассчитанная на маленький оркестр (например, из духовых – только гобои и валторны). Многое там кажется примитивным: изложение унисонное или октавное, контрапункта и разработки почти нет, гармонии простые, но такая удивительная искренность, захватывающее внутреннее движение, что её невозможно слушать без волнения. Это характерный для Моцарта пример очень значительного, глубокого, сильного содержания при довольно примитивном техническом воплощении. В симфонии отразились свойственные эпохе «вертеровские настроения», близкие по духу литературному течению «Бури и Натиска». Это – неожиданный взрыв чувств, неуравновешенное высказывание, не имеющее ничего общего с тогдашним салонным искусством. Благоразумный отец Моцарта предпочёл спрятать эту симфонию, поясняя сыну в письме: «То, что не делает тебе чести, пусть лучше остаётся неизвестным».

В 1778 году – после поездки в Мангейм – была написана Парижская симфония D-dur (К. 297). Симфонии D-dur (Haffner-Sinfonie, K. 375, 1782) и C-dur (К. 425, 1783), написанная для города Линца, были созданы во время «стилевого переворота» Моцарта и ознаменовали переход к новому. «Хафнер» (специально для зальцбургской семьи Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один из двух менуэтов.

Пражская симфония D-dur (симфония без менуэта, К. 506, 1786) отмечена смелостью и новизной, и, бесспорно, принадлежит к лучшим вещам. Некоторые исследователи считают, что она равноценна трём последним симфониям, а может даже и превосходит их по концентрации и чёткости формы. Однако, очень выразительная, полная глубоких контрастов и эффектов музыка до сих пор не совсем понята, и на концертах исполняется значительно реже других произведений. В ней уже обозначилась роль трагической темы в творчестве Моцарта.

В течение лета 1788 года Моцарт написал три последние симфонии, величайшие его создания в области симфонической музыки, вершины его творчества: симфония Ми-бемоль мажор № 39, в которой на основе танцевальных жанров достигается большая драматическая экспрессия (преимущественно в первой части); симфония соль минор № 40 - наиболее лирическая среди этих трех симфоний; монументальная симфония До мажор № 41, получившая название "Юпитер". Иногда эти три симфонии составляют в цикл, или в триптих, трилогию, рассуждают о «высоком трёхчастном единстве», вплоть до абсурда: Es-dur – первая часть, g-moll – вторая, Юпитер третья. Тем, кто так говорит стоит послушать все 12 частей трёх симфоний подряд, без перерыва. Впрочем, они не для этого предназначены. Это три совершенно самостоятельных произведения, освещающие три стороны жизни и мира.

Каждая из этих симфоний представляет собой индивидуальный, целостный, законченный художественный организм, обладающий собственными, ему присущими чертами выразительности; а все три симфонии вместе взятые характеризуют богатство и многообразие идейно-эмоционального и образного мира композитора, а также дают яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи. Очерченная ими область объединяет все возможности, которые данный жанр, каким видел его Моцарт, вообще мог в себя вместить. Добавим к этому, что в каждой из трех симфоний полностью решена проблема единства симфонического цикла. Как заметил Х. Мерсман, немецкий музыковед, все остальные симфонии Моцарта едва ли уравновешивают последние три.

Симфония Es-dur (К. 543) обыкновенно так и называется – «романтическая симфония»; романтикам она была особенно дорога, они её называли «лебединой песней». Первая тема allegro - очаровательная кантилена тоски и стремления вдаль, и лёгкие тени финала – стремление к той же неопределённо-прекрасной цели, которая у романтиков называлась «туда».

Симфония соль минор (К. 551) – поэма скорби – приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.

Классический четырёхчастный цикл открывает главная партия сонатного allegro, звучащая с первых же тактов произведения. Эта трепетно-нежная мелодия напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь, глубоко выразительная мелодия словно вырастает из интонаций горестных вздохов. Исполнение скрипок придаёт большую певучесть, мягкость, теплоту. В сопровождении звучат фигурации у других струнных инструментов, что усиливает общее настроение взволнованности и беспокойства. В дальнейшем развитии основной темы настроение тревоги усиливается. Уже в конце главной партии звучат резко акцентированные аккорды.

Связующая партия – это не только «связка», «переход» к побочной партии. Построенная на теме ГП, она вносит новый оттенок. Подчёркнутый, чеканный ритм придаёт ей энергичный характер, большую серьёзность, собранность. Тем более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в параллельной тональности – B-dur, Лукавая, изящная, несколько танцевального склада, эта тема дана в аккордовом изложении. Иным становится и тембр: мягкому пению скрипок вторят деревянные духовые инструменты (fl., ob., cl.). Подобно первой теме, побочная партия в своём развитии постепенно набирает силу, крепнет. В основе заключительной партии лежат начальные полутоновые интонации основной темы.