Однако в последующие восемь недель с черепом произошла странная метаморфоза. 14 июля 1901 года Хуго Шеппль на страницах «Естеррайхише иллюстрите цайтунг» рассказал о том, каким он видел череп Вольфганга Амадея: «Мне тотчас бросилось глаза, что у черепа не было нижней челюсти. На мой вопрос господин Шеффел самолично указал, что Гофрат Хиртль, по-видимому … намучился с ней и потом вовсе её удалил. Число зубов в верхней челюсти составляет … шесть справа, пять слева».
Однако разве не сам Шеффел не далее как 12 мая 1901 года демонстрировал гостям вполне достойно выглядевший череп, у которого всё ещё сохранялась нижняя челюсть, «мучавшая старого, подслеповатого Хиртля, разучившегося считать до пяти»? Научное расследование превращается в детектив. Или в тот день куратора подменили и кто-то другой показывал приезжим светилам череп? Или подменили сам череп? Или, сводим гипотезы воедино, куратор подменил череп? Что? Зачем? Почему?
30 октября 1907 года Йозеф Шеффел писал Иоганну Энглю в Зальцбург, что он «как и вдова Хиртля, сомневается в легенде о черепе». Однако Августина Хиртль была вот уже шесть лет как мертва. Вспомнил ли Шеффел её давнюю реплику или попросту присочинил – не известно.
Тем временем с черепом, благополучно пролежавшим в ящиках, в свёртках, да под колпаками почти целое столетие, теперь происходят и другие перемены. На лобную кость черепа наклеивают оранжевый бумажный ярлык. На нём чёрными чернилами написаны шесть строк, в которые уместилась судьба реликвии: «От могильщика Йоз. Радшопфа, заметившего, где он закопал гроб Моцарта, и спасшего его (череп) в 1801 год, когда опустошали общее захоронение, и от его приёмника Йоз. Радшопфа подарен моему брату Якобу в 1842 года Хиртль».
Нижняя правая половина черепа украшена лирой. Под ней тянется надпись: «Вольфганг Амадей Моцарт 1791, родился 1756». На правой височной кости приведено сокращенное изречение из оды римского поэта Горация: «Musa vetat mori!» – «Муза, не дай ему умереть!»
Откуда появились эти надписи и бумажки? Неужели Шеффел развил такую бурную деятельность? Нет, ученики Хиртля – Франц Минних и Йозеф Поллак – заявил, что надписал бумагу и череп сам их учитель. Анализ почерка подтвердил их слова. Значит, именно этот череп с его одиннадцатью зубами находился во владении Хиртля и его описывал Франкль? Его никто не подменял? Выходит, да. Но эти неточности и несовпадения… Как с ними быть? Всё же в этой истории очень много неясного, чтобы доверять давно сделанным выводам. Нужна точная экспертиза.
Профессор Хиртль относился к черепу Моцарта, как к святыне. Выполняя последнюю волю Хиртля, череп – после его повторного «обретения» – отвезли в Зальцбург. С 1902 по 1940 год череп был выставлен для обозрения в доме, где родился Моцарт, на Гетрайдегассе, 9. Потом реликвию, вызвавшую так много споров, перевезли в библиотеку фонда Моцартеума на Шварцштрассе. Выяснить настоящую историю черепа так и не удалось.
«Единственное, на что мы можем надеяться, – говорит австрийский врач Ханс-Петер Казерер, – на анализ ДНК. Быть может, это разрешит, наконец, давнюю тайну, волнующую весь музыкальный мир». С помощью современной техники можно безошибочно установить личность человека, умершего много лет назад. Почему бы не применить её? Надо взять для анализа образцы тканей у кого-то из близких родственников композитора, например, у прямых потомков Вольфганга Амадея Моцарта, а также у потомков его сестры Марии Анны Вальбурги по прозвищу Наннерль. Можно это сделать? Какова судьба близких Моцарта?
Из шести детей композитора четверо умерли в детстве. Выросли лишь два сына. Оба остались холостяками; детей у них не было. Карл Томас Моцарт, родившийся в 1784 году, умер в 1858 году в Милане и был похоронен 2 ноября 1858 года на кладбище Мояццо (теперь оно закрыто). Позднее труп Карла Томаса Моцарта был эксгумирован и перезахоронен на другом кладбище. Если его могила указана точно и можно найти останки покойного, то следует провести экспертизу.
Младший брат Карла – Франц Ксавер Вольфганг, родившийся летом 1791 года, – умер в Карлсбаде 29 июля 1844 года. Его жизнь была связана с музыкой. Он учился ей, в том числе, у Сальери. Почти четверть века он прожил в Галиции – особенно долго во Львове: учил музыке шляхтичей, концертировал, организовал хор. Похоронили Франца Ксавера на кладбище при церкви святого Андреаса. «Позднее его бренные останки были перевезены на общее коммунальное кладбище, – сообщает Казерер. – Потом их снова отправили на старое кладбище. Мы поехали туда, чтобы отыскать их, но нашли только жестянку, наполненную землёй. Никаких костей в ней не было».
Мать Моцарта, Анна Мария Вальбурга, урождённая Пертль, скончалась 3 июля 1778 году в Париже, по-видимому, от тифа. На следующий день её похоронили на кладбище Сен-Есташ. Оно уже не существует.
Иоганн Георг Леопольд Моцарт был похоронен 29 мая 1787 года в Зальцбурге. Здесь, в так называемом семейном склепе Моцартов, покоится также его внучка Иоганна Мария Анна Элизабет Берхтольд фон Зонненберг, дочь Наннерль. Она умерла в 16 лет – 1 сентября 1805 года. Бабушка Моцарта по материнской линии тоже обрела свой последний покой в этом семейном склепе: Мария Эуфросина Пертль была погребена здесь первой – в декабре 1755 года. Склеп несколько раз переносился; сюда не забирались грабители. «Там едва ли что можно найти», – полагает профессор Тихи. Следы самой Наннерль также теряются на Зальцбургском кладбище. Она умерла 29 октября1829 года в 78 лет. В отличие от брата её похоронили в самой настоящей «общей могиле».
Если останки родственников так и не удастся найти, то можно прибегнуть лишь к исследованию волос композитора. В фонде Моцартеум хранятся четыре образчика волос, переданных когда-то самой вдовой Моцарта. Ещё одна прядь волос хранится в Мемориальном музее Моцарта в Праге. Зальцбургский маэстро часто бывал в этом городе. Кроме того, Казерер может назвать имена немецких коллекционеров, у которых также припасено несколько локонов, срезанных пару столетий назад. Ведь вопрос в том, что ни в одном из этих случаев нельзя точно сказать, что мы имеем дело с подлинными волосами Моцарта.
Доктор Казерер полагает, что о подделке речь может идти лишь в том отдельных случаях и большинство локонов в самом деле подлинные. Поэтому он предложил провести генетическую экспертизу всех волос Моцарта. «Если ДНК нескольких проб совпадёт с ДНК костей черепа, то велика вероятность, что это – части тела одного и того же человека, а именно Моцарта». Остаётся лишь терпеливо проводить опыты и надеяться на успех. Однако учёные пока не затевают этот эксперимент, оставляя публику теряться в догадках.
Список Литературы
1. « 100 Великих композиторов» Д.К.Самин. 2002г.
2. «100 Великих музыкантов» Д.К.Самин. 2003г.
3. «100 Великих загадок истории» Н.Н.Непомнящий 2008г.
4. Учебник по музыкальной литературе зарубежных стран. Прохоров 2006г.