Как правило, это вполне самостоятельные лады со стабильным звукорядом, в котором каждая ступень представлена только в одном варианте.
В пьесе Бартока №150 "Болгарский ритм" из цикла "Микрокосмос" лидийско-миксолидийский лад возникает в одновременном наложении: в мелодии - миксолидийский, в аккомпанементе - лидийский. (Приложение № 13)
В пьесе №88 "Флейтовый наигрыш" из цикла "Микрокосмос" усложнение звукоряда происходит на основе наложения диатонических тетрахордов (пентахордов) с общим основным тоном: хроматический звукоряд верхнего голоса вырастает из слияния двух диатонических пентахордов от F - фригийского и лидийского. Барток определил этот вид как "диатонику, сжатую в хроматику". Вот что говорит композитор в своих лекциях о природе возникающей у него хроматики: " Подобно тому, как два типа минорной гаммы могут быть использованы одновременно, одновременно могут быть использованы и два различных лада... В следующем примере [прим. - Барток имеет в виду пьесу "Флейтовый наигрыш"] в результате наложения лидийского и фригийского пентахордов с общим тоном образуется диатонический, наполненный бемольными и диезными ступенями звукоряд. Эти хроматические ступени выполняют другую функцию по сравнению с альтерированными ступенями… Бемольные и диезные тоны являются диатоническими компонентами диатонической модальной шкалы, что можно увидеть на примере №88 "Флейтовый наигрыш" из цикла "Микрокосмос". (Схема и пример см. Приложение №14)
Новые структурные варианты диатонических ладов в современной музыке связаны с их индивидуально-стилевой трактовкой, при которой возрастает число "именных" ладов. Своеобразие последних проявляется в добавлении специфических высоких или низких ступеней. Так, характерной выразительностью обладает лад Бартока - натуральный минор с высокими IVи VIступенями. Композитор использует его в пьесе № 113 "Болгарский ритм" из цикла "Микрокосмос". (Схема и пример см. Приложение №15)
Лад - одно из средств воплощения художественного смысла; различное интонационное строение, различая мелодическая структура могут создать совершенно разное художественное впечатление. Современная музыка располагает богатым арсеналом выразительных средств. Особенно многокрасочна общая картина ладовых структур, которые представлены не только традиционными, но и новыми ладовыми формами. Композиторы XXвека используют огромное количество всевозможных ладовых систем, различных по диапазону, структуре, трактовке, выразительности, а также взаимосвязанных друг с другом.
Пьесы и обработки народных песен Бартока - величайший образец воспроизведения подлинного характера фольклора при переводе его в иную сферу бытования. Барток стремится не "приглаживать" и не усложнять природного облика народной песни, воспроизвести порою резкий характер звучания, фоническую шероховатость, которые присущи народной музыке.
Пьесы композитора отличаются интересным фактурным оформлением, изобретательностью гармонического варьирования, и в первую очередь колоритной диатонической гармонией.
Найденные Бартоком принципы ладообразования преломляют исконные для фольклора, лежащие в основе его звуковысотной, фактурой организации и в форме, принципы остинатности и переменности. Сочетание данных принципов в ладовой организации напевов обнаруживается в выявлении опор-устоев (остинатность) и в многозначной устойчивости. Принцип функциональной относительности, свойственный ладам и формам крестьянских песен, был претворён и развит Бартоком в условиях профессионального искусства XXвека. В этом отношении фортепианное наследие композитора являет собой удивительно разнообразную картину.
Народное творчество - самоценное явление. В народном сознании, народной жизни Барток видел воплощение нравственных ценностей и идеалов, находил духовную опору. Изучение своей родины он понимал как изучение истории своего народа и не только его творчества, но и быта, нравов, обычаев, народного языка так, чтобы он стал родным языком.
1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М., 1986.
2. Бершадская Т. Принципы ладовой классификации // Советская музыка. №8, 1971.
3. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. - М., 1991.
4. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. - М., 1994.
5. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. - М., 1983.
6. Курс теории музыки. // Под общей ред.А. Островского. - Л., 1978.
7. Музыкальная энциклопедия.Т. I - VI. - М., 1973-1982.
8. Музыкальный энциклопедический словарь. - Сов. энциклопедия. - Изд.3-е, 1990.
9. Способин И. Элементарная теория музыки. - М., 1985. Теория музыки. // Под редакцией Т. Бершадской. - СПб., 2003.
10. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс - М., 1983.
11. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. М., 1969.
12. Фин Н. Об обработках венгерских народных песен в творчестве Б. Бартока. - В. кн.: Бэла Барток. Сборник статей. - М., 1977.
13. Барток Б. Интервью с Д. Диле - В кн.: Музыка XX века. Материалы и документы. М., 1977.
№1
№2
№3
№4
№5
Б. Барток. №107 "Мелодия в клубах тумана" из цикла "Микрокосмос"
№6
.
Б. Барток. №24 из цикла "Детям", IVтетрадь
№7
Б. Барток. №3, цикл "Детям", тетрадьI
№8
Б. Барток. №7,цикл "Детям", тетрадь II
№9
Б. Барток. №20 "Пятнашки",цикл "Детям", тетрадь III
№10
Б. Барток. №14,цикл "Детям", тетрадь III
№11
№7,цикл "Детям", тетрадь III
№ 12
№ 13
№14
№15