Смекни!
smekni.com

Рок как явление западной культуры второй половины ХХ века (стр. 10 из 10)

Проведенный анализ дает дополнительное представление о сложности рассматриваемой проблемы, одновременно проливая свет и на ее системность. Такие взаимосвязанные системы как культура и субкультуры представляют собой своеобразную синергетическую пару, особенности внутренних динамических связей которой не могут быть поняты без интегрального подхода. При этом нельзя обойтись без обращения к моделям. Поскольку синергетическое единство указанных систем существует и диалектически движется в пространстве и времени цивилизаций, модель субкультуры рока удобно рассматривать в понятиях пространства, времени и аксиальности развития цивилизаций.

Заключение

Проведенный анализ дает дополнительное представление о сложности рассматриваемой проблемы, одновременно проливая свет и на ее системность. Такие взаимосвязанные системы как культура и субкультуры представляют собой своеобразную синергетическую пару, особенности внутренних динамических связей которой не могут быть поняты без интегрального подхода. При этом нельзя обойтись без обращения к моделям. Поскольку синергетическое единство указанных систем существует и диалектически движется в пространстве и времени цивилизаций, модель субкультуры рока удобно рассматривать в понятиях пространства, времени и аксиальности развития цивилизаций.

Движение по оси времени любой цивилизации, включенной в пространство духовных и иных ценностей, постоянно сопровождается изменениями радиус-векторов уровней развития составляющих культуры и включенных в нее субкультур. Такое взаимодействие пространственно-временных отношений цивилизации иллюстрируется образами спиралей, радиусы которых и положение на любом отрезке времени определяется законами перехода количества в качество и отрицания. Поскольку система культуры вообще является более сложной и доминантной, все субкультуры оказываются внутри ее спирального образа. Последний имеет прогрессивно расширяющийся характер, определяемый развитием цивилизации.

Взлеты и падения субкультур не проходят незаметно для самой культуры цивилизации, внося в нее соответствующие изменения через интериоризацию людьми того, что привнесла субкультура и ее экстериоризацию своего вклада в общую культуру. Таким образом, несомненно то, что присутствие или отсутствие любой субкультуры, ее субъективная желательность или нежелательность не могут повлиять на объективный закон развития цивилизации в ее пространственно-временном континууме. Рок-культура не умерла, ее наличие так же объективно, как законы диалектики.

Список литературы

I. Монографии, учебники, учебные пособия

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М., СПб.: Университетская книга, 1998.

2. Алексина Т.А. Время в культурах мира // Вестник РУДН, 2002, № 2.

3. Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр., комм. С.А. Исаева. М., 1993.

4. Бабушкина Д.А., Крылов Н.А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или «блуждая по территории текста». // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. вып. 24, Спб., 2002, с. 25

5. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999.

6. Голубев В.А., Цыбин Ю.Е. Музыка в сфере молодежного досуга. М. 1991, с. 24

7. Деррида. Ж. Письмо и различие. М., 2000, с. 29.

8. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

9. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления.// Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

10. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. №4, с. 23

11. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 8. с. 40.

12. Конен В. История зарубежной музыки. М., 1981.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

14. Орлова Е.В. Политизация некоторых направлений рок-музыки за рубежом. // Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация. М., 1985, вып.1.

15. Оруэлл Дж. Скотный двор. М., 1984

16. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996

17. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация//Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М, 2001. С.53.

18. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М, 1992. С.22.

19. Савицкая Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х гг.). М., 1999.

20. Суминова Т.Н. Текст, контекст, гипертекст… //Общественные науки и современность. 2006. №3. С.169-176

21. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997, С.23

22. Хейзинга Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992. С. 197.

23. Чижова А.И. Рок музыка как культурно-исторический феномен. М. 1993. с. 103.

II. Иностранная литература

24. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir. P., 1979

III.Материалы сети Интернет

25. Все о метал-музыке. http://www.metallibrary.ru

26. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста.

http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza6/01.htm#_ftn3

27. Суханцева В.К. Музыка как мир человека.http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/index.html.


[1]ХейзингаЙ. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992. С. 197.

[2]Суханцева В.К. Музыка как мир человека. http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/index.html.

[3] Алексина Т.А. Время в культурах мира // Вестник РУДН, 2002, № 2.

[4] Адорно Т. Избранное: социология музыки. М., СПб.: Университетская книга, 1998.

[5]Савицкая Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х гг.). М., 1999.

[6] Конен В. История зарубежной музыки. М., 1981.

[7] Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999.

[8] Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

[9] Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

[10] Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997, С.23

[11] Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. № 8. с. 40.

[12] Lyotard J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur le savoir. P., 1979

[13] Деррида. Ж. Письмо и различие. М., 2000, с. 29.

[14] Цит. по Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература:новая философия, новый язык. СПб, 2001. С.11

[15] см. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

[16] Голубев В.А., Цыбин Ю.Е. Музыка в сфере молодежного досуга. М. 1991, с. 24

[17] Чижова А.И. Рок музыка как культурно-исторический феномен. М. 1993. с. 103.

[18] Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр., комм. С.А. Исаева. М., 1993.

[19] Жак Деррида. Театр жестокости и закрытие представления.// Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

[20] Суминова Т.Н. Текст, контекст, гипертекст… //Общественные науки и современность. 2006. №3. С.169-176

[21] Оруэлл Дж. Скотный двор. М., 1984

[22] более подробно об этом см.: Орлова Е.В. Политизация некоторых направлений рок-музыки за рубежом. // Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация. М., 1985, вып.1.

[23] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М, 1992. С.22.

[24]Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. №4, с. 23

[25] Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста. // http://goldenunder.sakhaworld.org/books-r/poeza6/01.htm#_ftn3

[26] Бабушкина Д.А., Крылов Н.А. Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или «блуждая по территории текста». // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. вып. 24, Спб., 2002, с. 25

[27] Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация//Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М, 2001. С.53.