Среди музыковедческих работ необходимо особо отметить труды Сырова В.Н., Савицкой Е.А., Конена В., Цукера А. Для них свойственен компаративный анализ различных направлений рока с выявлением предпосылок формирования, особенностей звучания, принципов стилеобразования, сходстве и различии рока и классической музыки. К сожалению, ни один из этих авторов не рассматривает рок-музыку в целом, отдавая предпочтение сравнительному анализу нескольких отдельных направлений. Но данная проблема обуславливается элементарной невозможностью охватить слишком обширный объем материала, который предоставляет исследование вопроса рок-музыки.
Для социологических работ характерно рассмотрение рок-музыки в рамках изучения молодежных субкультур, ее сопоставления с другими субкультурами. В ряде работ представлены наглядные материалы, собранные исследователями в ходе социологических экспериментов, по изучению субкультуры изнутри. Это труды Васильевой А.А., Левиковой С.И., Петрова Д.В., Иващенко Г.М., Щепанской Т.Б. Необходимо отметить, что рассмотрению рока все же уделено не достаточно внимания, поскольку социологические исследования часто затрагивают слишком широкий спектр разнообразных молодежных культур, в контексте которого вопросы, касающиеся непосредственно рока, теряются.
Культуролого-исторические труды посвящены изучению причин зарождения рока, его культурологических особенностей, тенденций развития. Это работы Чижовой А.И., Козлова А., Кнабе Г.С., Чередниченко Т. В. В поздние годы перестройки было издано несколько книг по истории советской рок-музыки, такие как книги Троицкого А. и Федорова Е. Историческим трудам свойственен описательный характер. Следует отметить, что в подобных обзорных работах предпринимаются попытки проанализировать причинно-следственные связи рока и рок-культуры, что является большим плюсом, так как дает толчок к правильному пониманию читателями сложного культурно-социологического феномена рока.
Исследователями-филологами определяется новое, особое понятие текстовой составляющей рока, так называемой «рок-поэзии». Такие исследователи как Усачева С., Панова О.Ю., Доманский Ю.В. Свиридов С.В. и другие занимаются вопросами анализа непосредственно текстов песен, выявлением их образности, интертекстуальности, идеологической базы. Невозможно не согласиться, что осбое внимание уделяется русскому року вполне правомерно, поскольку данный уникальный феномен обладает неповторимыми особенностями.
Зарубежные исследования посвящены исследованию рок-музыки и рок-культуры с позиций исторического и социального анализа, выявлению причин и следствий появления рока. Это труды Хеландера Б., Фриппа Р., МакДональда Д., Паскаля Дж. Нужно отметить, что на западе вопросами рока занимаются уже довольно давно и, в силу отсутствия идеологических установок, свойственных доперестроечной России, рассматривают проблему рок-культуры более вдумчиво.
Рок-музыка может рассматриваться как часть общей музыкальной культуры. Она требует философского осмысления в полилогическом аспекте, что обусловливается множественностью восприятия рока.
Многозначность рок-музыки в своей динамике позволяет выделить основные направления постмодернистской методологии изучения такого сложного социокультурного явления как рок-музыка через прочтение ее интертекстуальности.
Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-музыки аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.
Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.
Глава 1 Рок-Музыка – феномен постмодернистской реальности
1.1 Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа
Интегративный подход к изучению музыки как объекта общечеловеческой культуры в свете ее зависимости от семиотики, герменевтики и театра драмы позволяет выявить специфику и механизмы процессов художественного восприятия, чувственных и рациональных процедур художественного акта – от создания до функционирования и воздействия. Следовательно, достигается соответствующий уровень абстракции, обеспечивающий целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур творческого способа освоения мира. Философское осмысление особенностей музыкальной культуры проводится с опорой на концепции известных ученых.
Взгляд на музыку как на один из языков культуры представлен в работе И.А.Герасимовой. С ее точки зрения, музыка играла и играет роль своеобразного языка, на котором передается совершенно определенное содержание, познаваемое не столько логосом, сколько этосом.
Интересной точки зрения придерживается Й.Хейзинга, в культурной концепции которого отчетливо прослеживается игровой подход. Именно игра может быть критерием оценки всех культурных явлений и музыки в том числе, поскольку «музыка и танец…- сплошная игра»[1].
Наиболее полная, на наш взгляд, философская концепция музыки представлена в работе В.К. Суханцевой, в которой истинная (философски понимаемая) сущность музыки раскрывается в системе следующих оппозиций[2]:
I. | Мироздание | – | Мир |
II. | Вечность | – | Время |
III. | Культура | – | Индивид |
Из анализа выделенных категорий следует, что Мироздание–Мир (человека) – первая и фундаментальная оппозиция, в которой разворачивается и функционирует всякая деятельностная способность, снимающая в пределах своего качества (структуры, конструктивности) все фундаментальные уровни, снятые в свою очередь, в самом мире человека и культуры.
Вечность–Время – вторая универсальная оппозиция, в которой разворачивается, как считает В.К.Суханцева, процедура музыкального смыслообразования, делающая музыку миром человека и человеческой субъективности, лежащая в основании модели Универсума.
Говоря о третьей фазе в концепции автора, Культура – индивид, следует отметить, что речь должна идти о взаимодействии личности с пространством культуры, в котором постоянно присутствуют динамические обратные связи.
Не оставляя без внимания категорию времени, в приведенной выше бинарной классификации следует отметить концептуальный подход Т.А. Алексиной:[3]
· каждая культура создает свой специфический образ времени и содержит собственные представления о прошлом, настоящем и будущем;
· доминирующий образ времени, созданный отдельной культурой, предопределяет ценностные ориентации людей.
· время является главным пространством всякой культуры, и особенности его восприятия составляют "душу" культуры.
· культуры мира представляют многообразие форм и способов освоения времени, что, в свою очередь, свидетельствует о широких возможностях и имеющихся внутренних ресурсах каждого человека.
Таким образом, музыка имеет имманентный характер, ее отличает «непривязанность» к внешним опорам, и, как следствие этого, динамичность и уклоняемость от натурализации, от превращения в нечто незыблемое и на века данное.
Аналогичную мысль высказывает Т. Адорно[4], полагая, что музыка беспредметна, ее нельзя однозначно отождествлять с какими-либо моментами внешнего мира, но у музыки как таковой в высшей степени определенное содержание, она членораздельна и как следствие этого вновь соизмерима с внешним миром, с общественной действительностью, хотя бы и очень опосредованно. Музыка — это язык, но не язык понятийный.
По мнению Т. Адорно существует своеобразная типология слушателей музыки. Любой, даже весьма мало музыкальный человек, охотно потребляет музыку, но именно ту музыку, которая подтверждает, укрепляет в нем чувство собственного «Я».
Таким образом, из теоретического анализа культурологических исследований видно, что существует сложное поле категорий взаимопонимания, взаимовосприятия и общения, коммуникации, трансляции и трансформации – обмена, передачи и генерирования новых смыслов, согласования ценностно-символических оснований по-разному детерминируемых и определяемых в культурном пространстве социальных агентов взаимодействия музыки и культуры.
В данном случае речь идет о рок-музыке, в которой анализируются разные модусы отношения к ней – от включенности и принятия ее как части культуры, до отстраненности и отчуждения ее.
До 90-х гг. ХХ в. рок-музыка чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур. С недавнего же времени появились новые исследования и работы по изучению непосредственно рока: В.Н. Сырова, Е.А. Савицкой, В. Конена, А.А. Васильевой, С.И. Левиковой, Д.В. Петрова и др.[5],[6],[7],[8],[9]
В них представлены типологии стилевых направлений рока, принципы стилеобразования, сравнительный анализ хард- и арт-рока, дан историографический экскурс развития и возникновения музыки, проведены параллели между классической и рок-музыкой.
Феномену рок-музыки в культуре серьезное внимание уделили самые различные исследователи и критики – философы, культурологи, социологи, филологи, психологи и религиозные деятели (Г.М. Иващенко, Т.Б. Щепанская, А.И. Чижова, А.И. Козлов, Г.С. Кнабе, Т.В. Черниченко, О.Ю. Панова, С. Усачева. Ю.В. Доманский), психофизиологии (П. Вайтцвейг, Ю.С. Дружкин, Е.Р. Калитиевская) и др. имела место своеобразная дискуссия, в которую включились и рок-музыканты. При этом звучали как обвинения в адрес рок-музыки, так и ее одобрение.