Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что русский рок не просто жив, он всё ещё осуществляет важные функции и занимает особую нишу в современной культуре. Другое дело, что в наше время рок утратил свои позиции, он уже не так популярен, как то было в 70-е, 80-е годы.
Отношение к рок-музыке изменилось, сегодня её рейтинги всё ниже и ниже, можно сказать, что золотые годы рок-н-ролла прошли безвозвратно…Причину такой перемены объяснил в одном из своих интервью Артемий Троицкий: « Рок-музыка была хороша тем, что стала новым народным искусством. Очень трудно было раньше снимать независимые фильмы или ставить театральные постановки, и молодые люди, чтобы самовыражаться, чтобы делать что-то необычное, выбирали доходчивый, эффективный путь – брали в руки гитару и собирали рок-банду. Сейчас уже не так.… Сейчас все проще: любой может легко снять видеоклип, выложить в YouTube, и ты уже герой дня.
Рок-музыка утратила монополию рупора талантливых самостийных молодежных масс. Да и сама музыка измельчала по сравнению с нашими героическими временами. Многие яркие личности, что могли бы стать музыкальными лидерами в наше время, нынче выбирают другие, более прикольные, занятия. Мультимедиа, арт-дизайн, видеоарт, всякие компьютерные игры, изобразительное искусство, фотография... Если раньше музыка «всасывала» всех, теперь магнитов очень много»[2].
В современном мире расширилось поле для самовыражения, самореализации молодежи. Сегодня, вряд ли бы появился новый Виктор Цой.
«А кстати, и Витя Цой метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, я думаю, будь Цою сейчас 18-20 лет, он, скорее, стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь еще модным, чем рок-музыкой. Да нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях, и стал бы Цой каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило».
2. ВИКТОР ЦОЙ КАК ФЕНОМЕН
Русский рок это многогранное явление, но главной его частью всегда оставалась музыка, а, следовательно, и те, кто эту музыку рождают и транслируют. Так, если спросить что такое рок, наверняка вы услышите конкретные имена, названия групп. Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, которые напрямую ассоциируются с русским роком, является имя Виктора Цоя.
Вряд ли в современной рок музыке найдется другая личность, которая была бы столь же уважаема и любима – как среди школьников-подростков, так и среди тех, кому уже за 50. Виктор Цой появился на свет 21июня 1962года в Ленинграде, прозванном городом трех революций. И в итоге стал тем простым парнем с городской окраины, который фактически совершил революцию четвертую – уже в душах тех, для кого рок еще с 1970-х был поиском ответов на непростые вопросы, которые решал для себя каждый: с кем дружить, как жить, чтобы не было ни скучно, ни стыдно, и чтобы пореже повторялась ситуация, когда «время есть, а денег нет и в гости некуда пойти.
Трудно в наше время найти человека, не знающего или никогда не слышавшего о Викторе Цое. Кто-то помнит его как рок певца, солиста группы «Кино», кто-то считает его величайшим музыкантом всех времен и народов, знает наизусть все песни и исписывает стены лозунгами в его честь, а кто-то ненавидит Цоя за те самые, исписанные, стены и ночные концерты юных поклонников. Виктора Цоя любят, ненавидят, обожают, презирают, главное его помнят. Помнят и продолжают слушать через столько лет после гибели. В этом заключается своего рода феномен Виктора Цоя, это не просто имя, не просто человек это легенда, образ всего русского рока.
Мне кажется, рассмотрев феномен Виктора Цоя и ответив на вопросы: почему его до сих пор слушают, в чем причины такой популярности, почему именно он до сих пор и так стойко ассоциируется с русским роком? Мы сможем найти ответ на главный вопрос, жив ли русский рок, и если да то в какой форме, в каком качестве?
2.1 Историческая справка
Виктор Цой – харизматический лидер – автор песен, певец, гитарист, актер и художник российской рок-группы «Кино» (Ленинград).
Группа «Кино» явилась одним из крупнейших художественных феноменов рожденных отечественной рок-культурой, а её лидер Виктор Цой стал, говоря словами одной из его песен, «последним героем» золотой эпохи русского рока.
В популярности ленинградской группы «Кино» есть что - то необъяснимое - и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности, пришли к «Кино» тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже только в воображении поклонников. Год «Кино» начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили время и завершили работу над находившимся уже полгода в «полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва «киномании». А началось все осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6» возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а название обратилось в «Кино», - в ту пору за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на целый год. Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего неожиданно распались. И все же в мае 1984 г. «Кино» появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену 11 ленинградского рок- фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов Рок-клуба «Кино» подтверждали еще дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас - гитарист «Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав «Кино» - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов - остается неизменным. Песни «Кино» привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «Кино» стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли, как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где «Кино» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы» «Кино» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нугманова «Игла». В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции. 15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «Кино», доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти[3].
2.2 Образ Виктора Цоя
"Когда-то давно в Ленинграде появились панки. Было их немного, десятка три, но энергии и шума хватило, чтобы «колыбель революции» содрогнулась. Одеты они были вызывающе, вели себя непристойно, дрались и скандалили, пели про неаппетитное (панк-рок!): про помойки, дохлых гадов и про то, что «в злобе приятненько жить». Клички имели соответствующие: Пиночет, Свинья, Осел. Самым загадочным персонажем в тусовке был Цой (как стало ясно впоследствии, это не кличка) - молчаливый, отчужденный, исполненный чувства собственного достоинства, одетый в черное. Он играл на ритм-гитаре и где-то в канун 1981 года сочинил свою первую песню «Мои друзья всегда идут по жизни маршем»[4].
В истории Русской Рок-музыки было, по крайней мере, два Виктора Цоя: Виктор Цой – реальный человек, обычный парень, учащийся ПТУ затем кочегар, лидер молодежной рок-группы и Виктор Цой – «последний герой», несменный кумир подростков, выразитель духа своего времени. В наше время, если мы слышим о Викторе Цое, то мы слышим о «Герое» о «Звезде по имени солнце». Сей час с трудом можно сказать, каким он был на самом деле, да это и не важно, ведь именно такой: выдуманный, но «настоящий» и свой, он и будоражит сознание молодых людей уже столько лет.
Вот как запомнили Виктора его друзья и поклонники:
"Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. (...) Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы «стена Цоя» на Арбате, не происходило бы то же самое в других городах страны. Чем он «брал» этих ребят? Колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личностью".