Развитие музыкально-образовательной практики в гимназиях и реальных училищах происходило при заинтересованном внимании и участии местной интеллигенции и прежде всего музыкантов. Многообразные связи соединяли музыкальные и музыкально-драматические кружки с местными средними учебными заведениями. Эти связи имели порой характер прочного многолетнего сотрудничества. Его проявлением была, в первую очередь, благотворительная помощь: устройство концертов и спектаклей, сборы от которых передавались в фонды учебных заведений. Другой формой сотрудничества являлись концертно-просветительские мероприятия, проводимые специально для учащихся. Помимо этого, многие известные в то время музыканты принимали участие в подготовке и проведении ученических музыкально-литературных вечеров и спектаклей, а также занимались преподавательской работой в учебных заведениях.
Несмотря на принцип необязательности введения в учебные программы музыкальных предметов, установленных официальными документами, в средних учебных заведениях губернии благодаря вниманию и инициативе их руководителей и коллективов, а также помощи различный объединений и частных лиц создавались условия для организации музыкального образования воспитанников: осуществлялось обеспечение музыкальными инструментами, нотной и учебно-методической литературой, решались проблемы подбора необходимых кадров специалистов-музыкантов. Все это открывало возможности для включения в учебную практику различных форм музыкальных занятий и проведения мероприятий музыкально-просветительской направленности.
Первыми учителями пения во многих учебных заведениях были в основном священнослужители. Связи с церковными с церковными кадрами не прерывались и в последующем. В составе учительского корпуса были также выпускники Регентского класса Придворной певческой капеллы и Московского синодального училища.
В гимназиях и реальных училищах создавались специальные хоры, имевшие разное число участников. Так, в период с 1877 по 1899 год в Пермской мужской гимназии обучение в хоре проходили только 10-20% учеников. В Екатеринбургской второй женской гимназии в 1908-1912 годах хор был довольно многочисленным; для его занятий выделялось четыре урока в неделю. В Ирбитской мариинской женской гимназии, также действовал особый церковный хор, а более половины остальных учениц, разделенные на три группы, занимались пением по два часа еженедельно. Все ученические хоры имели, как правило, основной и подготовительный составы. В последнем приобретали певческие навыки и необходимые знания начинающие хористы.
Помимо занятий на уроках или в хоре, учащиеся средних учебных заведений, так же, как и ученики начальных школ, участвовали в совместном пении молитв перед началом каждого учебного дня. Церковные песнопения и светские хоровые произведения в исполнении ученических хоров традиционно звучали и на ежегодных торжественных актах.
Содержание учебной работы в хоровых коллективах, а также на классных занятиях во всех типах средних учебных заведений подразделялось на две части: теоретическую и практическую. Певческое воспитание в большинстве случаев осуществлялось во взаимосвязи с музыкально-теоретической подготовкой учащихся, включавшей изучение ими музыкальной грамоты и теории музыки. В учебный репертуар входили многие образцы церковной музыки, дополнявшиеся в гимназиях и реальных училищах светскими хоровыми произведениями.
Закрытые и публичные концерты хоровых коллективов учащихся средних учебных заведений в конце XIX – начале XX века характеризовались разнообразными и довольно сложными программами, которые включали народные песни, многоголосые хоровые произведения, хоры из опер, юбилейные гимны и кантаты.
Наряду с хоровой работой в женских гимназиях, а сначала XX века и в епархиальных женских училищах получает распространение обучение игре на фортепиано. Примером организации пианистического образования для них служили столичные учебные заведения, в практике которых фортепианная игра всегда занимала значительное место. По мысли А. Л. Гензельта, издавшего в 1869 году специальную школу для получающих фортепианную подготовку в общеобразовательных учебных заведениях, из их стен должны были выходить достаточно квалифицированные пианистки, способные стать «музыкальными авторитетами целых семейств, даже целых местностей».
Первые сведения об организации фортепианных классов в женских гимназиях Пермской губернии относятся к периоду, когда старейшие из этих учебных заведений только начинали свою деятельность. В середине 1860-х годов в штате Пермской мариинской женской гимназии состояла учительница музыки Малиновская, а в Екатеринбургской первой женской гимназии – учительницы Сорокина и Штейнфельд. Возможность получить пианистическую подготовку предоставлялась и в последующие годы, как правило, всем желающим за отдельную плату. Особенно широко обучение игре на фортепиано практиковалась в гимназических пансионах.
Начиная с последнего десятилетия XIX века в мужских средних учебных заведениях большое распространение получили духовые оркестры, а позднее, в связи с возросшей популярностью в обществе, - оркестры народных инструментов, которые возглавляли театральные или военные капельмейстеры.
Школьные оркестровые коллективы комплектовались из учеников разных классов, по их желанию; занятия с ними проводились, как правило бесплатно. Оркестрантов, так же, как и участников ученических хоров, для лучшей организации обучения подразделяли обычно на основной и подготовительный составы.
Музыка занимала важное место во внеурочной деятельности средних учебных заведений. Существовавшие правила запрещали или ограничивали посещение учащимися театральных представлений и концертов, предназначенных для взрослой аудитории. На устраиваемых же в гимназиях и училищах «домашних» спектаклях, вечерах, концертах школьники были и главными участниками, и зрителями.
Музыкально-образовательная практика средних учебных заведений характеризовалась преемственно сохраняющейся ориентацией на ценности церковной и светской музыкальной культуры, традиционные, а также новые виды музицирования; инициативой в создании развитой инфраструктуры музыкально-образовательного процесса, участием в нем видных представителей музыкально-педагогических сил; взаимосвязям учебных заведений с церковью, музыкальными объединениями местной интеллигенции, оперными театрами.
Деятельность средних учебных заведений с наиболее высоким уровнем музыкального обучения явилась важным вкладом в развитие профессиональной музыкальной школы в регионе.
Используемая литература:
1. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории Екатеринбург, изд-во Урал. ун-та, 1998.