Смекни!
smekni.com

Может ли музыка остановить танки (стр. 4 из 5)

Первому исполнению Пятой симфонии в Москве 13 января 1945 года под управлением автора сопутствовало необычное символическое совпадение: когда композитор – дирижер поднял руки для начала исполнения симфонии, раздался мощный залп орудий, салютовавших очередной победе Советской Армии. Этот салют орудий, поддержанный бурными аплодисментами присутствовавших в зале слушателей, был воспринят и как салют в честь рождения величайшего симфонического произведения, навеянного победоносной борьбой с фашизмом.

Пятая симфония Прокофьева подлинно эпическое произведение с типичным прокофьевским самобытным почерком. Характерно, что композитор, предчувствуя близость победы, наделил это сочинение светлым, жизнеутверждающим, оптимистическим настроением.

Героический дух выражен в симфонии, быть может, с наибольшей силой, чем в каком-либо другом произведении Прокофьева. Но проникнутая духом борьбы, она сочинялась в тиши русской природы.

Вновь обратимся к воспоминаниям С. Рихтера о первом исполнении: «Большой зал был, наверное, освещен как обычно, но когда Прокофьев встал, казалось, свет лился прямо на него и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент на пьедестале. И вот, когда Прокофьев встал, за пульт, и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы.

Палочка его уже была поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что–то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж,… и для Прокофьева тоже».

Композиторы и поэты, включая фольклорные мотивы в произведениях военных лет, подчеркивали не только определенный характер образов, но и патриотическую идею, утверждая ценности духовной жизни тех народов, которые фашизм стремился смести с лица земли. Использование разнонациональных тем укрепляло также мысль о братстве как самой могучей и доброй силе.

А.Ф. Козловский в опере «Улукбек», посвященным подлинным историческим событиям деятельности выдающегося ученого Муххамеда Тарагая Улукбека, показал картину могучего и мудрого, загадочного и экзотического Востока. Композитор раскрыл его многонациональную природу, обратившись к образам Средней Азии.

Р. Глиэр написал увертюру «Дружба народов». Написанное в самом начале Великой Отечественной войны, это произведение впечатляет глубокой верой его автора в непобедимость народов нашей страны, сплоченных великой дружбой. Особенно удалась исполнителям кульминационная часть увертюры, где мастерски переплетаются жесткие, грозные звучания, изображающие титаническую борьбу с врагом, с прекрасными национальными мелодиями. В заключительной части основная тема вырастает до подлинного апофеоза Родины.

Фольклорными мелодиями в это время пронизываются все жанры. Г. Мушель цитирует узбекские темы во Втором фортопианном концерте. В 1943 году Д. Кабалевский пишет 24 прелюдии для фортопиано. прелюдии по-своему отразили настроение людей военного времени. Обостренное чувство патриотизма, вызванного войной, направило внимание русских людей к истории своей Родины, к русскому народному искусству. В основу каждой прелюдии положена русская народная песня. Так, в пятой прелюдии звучит мелодия песни «Не разливайся, мой тихий Дунай». В четырнадцатой – народная песня «По морю утенушка плавала». Основу двадцать второй прелюдии составляет скорбная песня «Что от терема да до терема».

«Гаянэ» – хореографическая поэма о величии народа, о его труде и любви, о его счастье. «В своем балете «Гаянэ», – говорил композитор, – я стремился средствами танца и пластики сценически воплотить мужественные образы советских людей и их самоотверженную борьбу за любимую Родину». Вновь, как и во многих других сочинениях, обратившись к интонациям народных кавказских песен и плясок, Хачатурян (см. прил. №6) создал произведение подлинно симфоническое по своему музыкальному динамизму, рисующее цельные характеры героев, людей, воспитанных советской властью, раскрывающее их глубокие патриотические чувства, душевную чистоту, непримиримость к врагам. Почти за три десятилетия балет выдержал множество постановок; три симфонические сюиты, сделанные самим композитором, и отдельные фрагменты постоянно звучат на концертных эстрадах всего мира. А стоит ли напоминать о той беспрецедентной популярности, которую завоевал «Танец с саблями»!

О том, как писался балет, Арам Ильич Хачатурян говорил: «Когда я вспоминаю то время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка. Хлеб, тепло – тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл. И мы, артисты и музыканты, это понимали и отдавали все свои силы. Около семисот страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Крутился в своей маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок».

События военных лет, память о погибших отражены в камерно – инструментальных сочинениях – трио М. Гнесина «Памяти наших погибших детей», трио Г. Крейтнера «Памяти Зои Космодемьянской».

Свои страницы в летопись войны вписало творчество Н. Мясковского. Образы войны и мира в его произведениях предстают по-разному. В Двадцать второй симфонии – балладе это был первый отклик на события (так же как Седьмая симфония Д. Шостаковича и симфония сюита «1941 год» С. Прокофьева, она появилась в первые месяцы войны), отразивший, как сам Мясковский говорил, «психологическое отношение художника к войне» и повествование о борьбе. В созданном позднее концерте для виолончели с оркестром (1944) сопоставление печального размышления и тревожного действия вносит более обобщенный лирико-философский оттенок.

Муза оперетты тоже не молчала в годы Великой Отечественной войны. Трудно было этому жанру, со свойственной ему комедийностью, откликнуться на драматические события тех дней. Однако и воины фронта, и труженики тыла нуждались в таком искусстве, которое бы могло поднять их дух, вселить веру в победу. И вот в осажденном Ленинграде в содружестве трех либреттистов (В. Аварова, В. Вишневского и А. Крона) и трех композиторов (В. Витлина, Л. Хруца и Н. Минха) была создана одна из лучших оперетт этого времени – «Раскинулось море широко». Позднее один из авторов Н. Минх вспоминал: «Военный Совет Краснознаменного Балтийского флота вынес решение о создании бригады писателей и композиторов, которой было предложено срочно сочинить спектакль на военную тему… Спектакль должен был быть показан и военным, и гражданским зрителям – всем защитникам Ленинграда к 7-му ноября 1942 года… Ленинградцы… каждый вечер до отказа наполняли зал театра, где шла музыкальная комедия из военной блокадной жизни. И мы были счастливы, когда слышали, как смеются в осажденном городе! Человек, способный смеяться, – не побежден»!

музыка классический военный песня


Заключение

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем шестидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры, так как я давно увлекаюсь музыкой и для меня эта тема наиболее близка.

Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу». Это я и решила доказать в своей работе «Может ли музыка остановить танки?».

Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, умножать свои духовные богатства. Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности.

Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины. В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов были необходимы солдатам. В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал певице Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»

В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война». Песня была создана в первые дни сражений с врагом. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. «Священная война» – песня – гимн.

Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме. К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого.

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!

Когда говорят и пишут историки, что страна наша была не готова к войне, я думаю, что это утверждение слишком категорично и однозначно. Подтверждают это стихи и песни, созданные между 30 – ми и 40 – ми годами. Они предупреждали об опасности. Пришла война, и грохот орудий заглушил эти песни. Не потому, что «когда говорят пушки, музы молчат», а по простой причине: сбывшиеся предупреждения и прорицания уже не нужны. Нельзя петь «если завтра война», коль она уже идет сегодня.