Смекни!
smekni.com

Может ли музыка остановить танки (стр. 1 из 5)

Может ли музыка остановить танки


Введение

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем шестидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.

Великая освободительная война родила прекрасные, вдохновенные мелодии, выразившие несгибаемый дух советского народа. Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, науку, умножать свои духовные богатства. Великая отечественная война превзошла все прошлые войны не только по масштабам сражений и тяжести испытаний, но и по тому духовному подъему, который пережил народ.

Четыре долгих года бушевали грозы Великой Отечественной войны.

Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими полчищами и спас человечество от фашистского мракобесия.

В общем строю борьбы или в ту суровую пору и музыканты, вдохновляя людей на фронте и в тылу, приближали светлый день Победы. В первые же июньские дни зазвучала «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, а вслед за ней родились многие прекрасные мелодии, и по сей день близкие сердцу каждого советского человека.

Музыкальный голос нашего героического народа звучал тогда не только в песне. По горячим следам грандиозных сражений создавались и монументальные сочинения, вошедшие с тех пор не только в летопись Великой Отечественной войны, но и в художественную историю ХХ века. Достаточно вспомнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, рождавшуюся в осажденном Ленинграде.

В те военные годы композиторы работали с особенным вдохновением и чувством ответственности. Никакие трудности их не смущали.

«Никто не забыт и ничто не забыто» – эта ставшая привычной фраза не теряет своей истинности от частого повторения. Не забыт и подвиг композиторов наших, чья муза была слышна на весь мир и в грохоте пушек. Она звала к победе сил добра и гуманизма к справедливому миру на планете. Эти благородные идеи и сегодня начертаны на знамени советской музыки.

Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности. Огромное развитие получило наиболее доступное и массовое песенное творчество. Песня помогала переносить военные тяготы, вселяя бодрость, призывала к победе. С величайшей силой, с болью и гневом отразило трагические события и вместе с тем глубокую веру в торжество победы симфоническое и камерное творчество.

Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды (после войны) я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу».

В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов помогали борьбе, они были необходимы солдатам. Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины.

В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»

Работа музыкантов была напряженной и самоотверженной. Да и не могло быть иначе. Они боролись с врагом как творцы и как солдаты. Многие из них погибли. В одной лишь Московской консерватории на мраморной мемориальной доске запечатлены десятки дорогих имен…

Всего за годы войны на фронте выступили 451 тысяча артистов и прозвучали более 400 тысяч концертов.


1. Песни военных лет

В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердце каждого советского человека.

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилось своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны».

Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. А на следующий день ее разучила оставшаяся в Москве небольшая группа ансамбля. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале.

по просьбе слушателей эта песня звучала еще и еще раз. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны: здесь ярко переданы и ощущения страшной опасности, нависшей над нашей Родиной, и горечи вынужденного отступления, и ненависти к фашизму, и глубокая вера в победу над врагом.

Так начался славный путь этой песни. Сохранился черновик неопубликованной статьи Александрова «как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало во мне, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и других местах перед бойцами, уходившими на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали». «Священная война» пелась и далеко от фронта, в глубоком тылу там, где ковалось боевое оружие, формировались пополнения. Она звучала и по ту сторону фронта, поднимая силы заключенных в фашистских лагерях смерти. «Священная война» – песня – гимн. В ее тексте еще не могло быть конкретных примет и подробностей начавшейся войны. Но прекрасно передано другое – значительность происходящих событий, серьезность и историческое величие того момента, когда весь народ встает на бой. Эта песня помогала громить врага. Она донесет нашим потомкам пафос и величие суровых дней Великой Отечественной войны.

Во время война на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую.… К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого. Вот как вспоминает он о рождении этой песни: «В августе 1941 года пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, кажется лишь, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой–то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой». Композитор тут же сам придумал первые слова припева: «Прощай, любимый город». И только когда музыка была готова, поэт А. Чуркин написал полный текст. Любопытно, что поначалу даже друзья были удивлены, казалось бы, неуместной лиричностью песни, ее спокойствием. Автор не сразу решился вынести свое детище на суд широких масс. Но, сыграв ее однажды бойцам в землянке на калининском фронте, он по его собственным словам, «почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь». На очень долгую жизнь – добавим мы сегодня.

Зимой 1941–1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня

Бьется в тесной печурке огонь

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Слова и мотив песни передавались из уст в уста и опережали весть об ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами – рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Позднее выяснилось, что слова «Землянки» принадлежат поэту А. Сурикову, музыка – композитору К. Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась «в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.

На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобретал десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – «ответы» на это «музыкальное письмо с фронта». Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов стала, по существу, народной песней того времени.

А. Кабалевский пишет немало в годы войны детских песен. Широко известную песню «Четверка дружная ребят» Дмитрий Борисович написал в творческом содружестве с С. Маршаком в начале войны, в 1941 году. История ее создания такова. По телефону поэт прочитал Кабалевскому первый куплет. Стихи Маршака сразу же привлекли композитора. На другой день, когда поэт хотел прочитать новые куплеты, песня была уже готова! И автору слов и композитору удалось передать серьезное отношение советских ребят к военным событиям. Песня призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны – песни о партизанах. Народные мстители боролись против врага в необычной обстановке – в дремучих лесах, среди непроходимых болот… Здесь редко бывали условия для движения в строю с песней. Поэтому посвящались партизанам большей частью песни не походные, не маршевые, а протяжные, повествовательные или же лирические. И еще одна особенность отличает эти песни. Партизанские отряды действовали в сельских местностях, многие партизаны были в недавнем прошлом колхозниками. И естественно, что композиторы стремились в своих партизанских песнях приблизиться к народной крестьянской песенности. Эта задача оказалась особенно по сердцу Владимиру Захарову – композитору, который еще за десять лет до войны возглавил Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. В 30-х годах В. Захаров написал ряд песен в народном складе о новой колхозной девушке и ее людях. И вот теперь, во время войны композитор решил показать своих героев в новой обстановке – создать песню о партизанах. Мысль об этом зародилась у В. Захарова в начале 1942 года. С предложением написать слова для песни он обратился к своему постоянному соавтору – М. Исаковскому.