Смекни!
smekni.com

Исторический путь развития валторны и исполнительства на ней от истоков до конца XVIII столетия (стр. 7 из 8)

Буяновский хорошо разбирался в мундштуках и в свое время сам их вытачивал для себя и для многих валторнистов.

После упорядочения постановки, закрепления основ деятельности губ, языка и дыхания в работе с учеником продолжался долгий путь становления музыканта. Подчинение работы исполнительского аппарата требованиям музыки, трудностей технических музыкальным задачам— этими принципами руководствовался Буяновский и его ученики-педагоги.

Учить музыке, развивать музыкальную культуру, вкус, потребность и привычку музицировать в высоком смысле этого слова —и одновременно объяснять приемы, побуждать ученика самого находить необходимые амбушюрные, мышечные ощущения для выполнения пассажа, фразы или отдельного звука в том характере, которого требует автор, — неизменное требование Буяновского как педагога. Точное выполнение нотного текста, дисциплина, воспитание высокого профессионализма — осуществление всех этих задач начиналось с первых же уроков и продолжалось в дальнейшем, на всех этапах обучения.

Огромное значение Буяновский придавал инструктивному материалу. Гаммы и упражнения (для начинающих он всегда писал их сам), последовательность подбора этюдов способствовали развитию валторнистов. Михаил Николаевич никогда не следовал слепо материалам какой-либо одной «школы» или этюдам одного автора. Он давал этюды всегда по выбору из сборников Ф. Шоллара, К. Копраша, О. Франца и Ж. Галлэ. В выборе этюдов он руководствовался полезностью материала и его музыкальными достоинствами. Предпочтение оказывалось этюдам, развивавшим как амбушюрную технику, штрихи, дыхание, тембр звука, так и музыкальность ученика. Все технические приемы, утверждал Буяновский, обусловлены музыкой; сочетание в единстве этих двух начал составляет сущность его метода.

Михаил Николаевич был строг в своих требованиях к ученикам. Он не допускал ни единого неправильно, неритмично исполненного звука или отклонения от текста. Одним из существенных материалов для комплексного музыкально-технического развития учащихся служили этюды О. Франца и особенно этюды Ж. Галлэ. Концертный репертуар занимал большое место в планах учеников Буяновского. Пьесы малой формы и концерты давали возможность развития у валторнистов их музыкальности, вкуса, кругозора, профессионализма. Используя такие произведения валторновой классики, как концерты К. Матиса, «Романс» Н. Вильма, и, конечно, «великий валторновый репертуар» — сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шумана, Р. Штрауса, Гедике, Глиэра, Буяновский постоянно заботился о пополнении репертуара. Он сделал множество превосходных переложений для валторны с фортепиано. Еще при жизни Глазунова с его разрешения была переложена «Песнь трубадура» и добавлены в середине четыре такта из вступления (для того, чтобы валторнист мог вылить воду). Переложены также «Аделаида» Бетховена и «Мелодия» Глюка, Largo Генделя и Andante Гайдна. Но особой страницей этой деятельности отца являются его переложения произведений русских композиторов. Недостаточность русских оригинальных пьес для валторны ощущалась всегда очень остро. Им сделаны транскрипции виолончельных сонат Рубинштейна и Рахманинова, неоконченной сонаты Глинки для альта, «Элегии» Глазунова и большого числа малых произведений русских и советских композиторов. Он очень любил ансамблевую музыку. Его переложения для медного квинтета, для восьми валторн прочно вошли в жизнь ленинградских валторнистов.

В своей педагогической работе Михаил Николаевич не только учил музыке и технологии, он был отличным воспитателем. С первых же уроков ученик попадал под воздействие воспитательной силы большого художника, незаурядной личности. Буяновский внушал ученикам чувство ответственности за дело, он воспитывал в них достоинство музыканта, высокое гражданское чувство.

Немногим педагогам удается оставить после себя смену учеников-педагогов, продолжающих их дело на том же уровне. Ему это удалось. В Москве — Александр Рябинин, в Ленинграде — Павел Орехов и его сын - Виталий Михайлович ведут в вузе работу, целиком основанную на принципах школы М. Н. Буяновского.

«Мне посчастливилось несколько лет играть в оркестре рядом с отцом. Я поступил в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова в октябре 1946 года. Отец играл еще тогда первую валторну. Спустя некоторое время отец решил, что ему лучше будет играть вторую валторну и сидеть рядом со мной (мне поручили первую). И вот я стал проходить его оркестровую школу...» - вспоминает Виталий Михайлович - «Фраза за фразой, нота за нотой — отец указывал, как надо играть. Иногда мне казалось, что он слишком строг. Вспоминая сейчас эти годы, я испытываю к нему чувство величайшей благодарности. Он учил меня подлинному профессионализму».

Михаил Николаевич Буяновский составил целую эпоху в истории исполнительства на духовых инструментах. Он вел большую методическую, издательскую и общественно-музыкальную деятельность. Любовь к жизни, к людям, которых он одаривал добротой своего сердца, составляли неотъемлемое качество этого выдающегося музыканта-гражданина. Многие из тех, кто знал его, всегда вспоминают его с чувством глубокого уважения, сердечного тепла и благодарности.

ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ БУЯНОВСКИЙ

Виталий Буяновский (27 августа 1928, Ленинград — 5 мая 1993, Санкт-Петербург) — советский валторнист, педагог и композитор. Солист ЗКР АСО Ленинградской (впоследствии Санкт-Петербургской) филармонии, народный артист РСФСР. Профессор Ленинградской (впоследствии Санкт-Петербургской) консерватории, кандидат искусствоведения. Сын валторниста Михаила Буяновского.

Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в 1945 году и Ленинградскую консерваторию в 1950 под руководством своего отца Михаила Николаевича Буяновского. В 1953 году Виталий Буяновский стал лауреатом первой премии Международного музыкального фестиваля «Пражская весна». После конкурса чешский журнал «Музыкальное обозрение» написал о молодом музыканте: «Буяновский — весьма привлекательный, скромный, простой, но исключительно интеллигентный мастер, с очень совершенной интонацией. Убедительный и спокойный в своем выражении, но способный к активному воодушевлению. Обладает высокой культурой и своеобразной манерой исполнения... Буяновский будто предназначен для профессуры».

В 1946—1956 гг. играл в оркестре Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, с 1956 г. солист ЗКР Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Помимо работы в оркестре важное место в творчестве Виталия Буяновского занимало камерное музицирование.

На протяжении своей карьеры он регулярно выступал как солист и в составе различных ансамблей камерной музыки, например духового квинтета ЗКР АСО Ленинградской филармонии.

Дмитрий Шостакович писал о Буяновском:

"Буяновский — один из наиболее ярких представителей советской исполнительской школы. Его искусство возвышенно и строго, ему свойствен безупречный художественный вкус, благородство звучания, эмоциональная сдержанность, тонкое умение передать идейно-образное содержание произведения в соответствии с его характером и стилем. Отличительная черта Буяновского на всём протяжении его артистического пути — любовь к камерной музыке".

Виталий Буяновский — автор ряда произведений для валторны и других духовых инструментов, а также для камерных ансамблей.

С 1961 г. Виталий Буяновский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1967 г. доцент, с 1973 г. профессор. Среди учеников Виталия Буяновского такие валторнисты, как Фройдис Рее Векре, Андрей Глухов, Сергей Довгалюк, Павел Евстигнеев, Александр Сухоруков, Станиславцес.

Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

И по сей день русская валторновая школа воспитывает замечательных инструменталистов, таких как:

СЕРГЕЙ ПОЛЯНИЧКО

Окончил Специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора В.М. Буяновского), затем консерваторию (класс профессора А. Е. Глухова). Занимался факультативно на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классе профессора И. А. Мусина.

Окончил Санкт-Петербургский государственный Театральный институт и Санкт-Петербургскую школу телевидения, работал ведущим телевизионных программ.

Лауреат Международного конкурса (2003). В качестве валторниста сотрудничает со многими российскими оркестрами, работает приглашенным концертмейстером группы валторн симфонических оркестров “HeinolaSimfonietta” в Финляндии, “Nordicsymphony” в Эстонии и Филармонического оркестра Сантьяго (Чили).

Выступает в составе ансамблей и с сольными концертами, в 2006 году организовал и возглавил «Российский Роговой Оркестр».

ДЕЛИЙ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ

Заслуженный артист РФ, валторнист, кандидат педагогических наук, художественный руководитель Арт-студии «Маэстро».

Делий П.Ю. прошел полный курс обучения в Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского и Московском государственном университете культуры и искусств.

Выступать в концертах начал с 8 лет, когда участвовал в работе агитбригад. В разные годы был солистом ведущих симфонических оркестров страны — Государственный симфонический оркестр «Молодая Россия», Большой концертный оркестр им. Силантьева, Московский государственный академический симфонический оркестр. Работал со многими выдающимися музыкантами современности: М. Ростроповичем, В. Третьяковым, Ю. Башметом, С. Скрипкой, М. Горенштейном, и др. Имеет награды правительственных и благотворительных организаций, благодарность Министра культуры РФ А.С. Соколова.

С 2000 года Делий П.Ю. преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств, где читает курс лекций по общей и музыкальной психологии студентам музыкальных специализаций. Преподает камерный ансамбль.

С 2001 года Делий П.Ю. солист коллектива московской государственной филармонии Московского брас квинтета им.Т.А. Докшицера. Неоднократно снимался на телевидении в передачах Первого канала и Телеканала «Культура».