Смекни!
smekni.com

Стилистические особенности фортепианного творчества Доменико Чимароза (стр. 2 из 3)

Стержень композиции Сонатной формы- в движении тональностей. Костяк тонального движения выражается формулой Тоника-Доминанта в первой части и Доминанта- Тоника во второй ( Т-основная тональность; Д-побочная).

Такой путь логического разворота произведения надолго утвердился в предклассическом построении Сонатной формы, названной Старинной и состоящей из двух разделов: экспозиции и репризы ( вторую часть старинной сонатной формы можно назвать "разработкой- репризой").

Весь материал, изложенный в экспозиции в основной тональности- получил название Главной партии, а материал, изложенный в побочной тональности- соответственно назвали Побочной партией.

Следование тональностей в Репризе обратное, но название партий было закреплено и за материалом. Сопоставление двух тональных центров отвечает, интуитивно найденному в музыке, логическому противопоставлению тезиса и антитезы, оно составляет содержание Экспозиции.

Реприза представляет собой обратное соотношение "антитеза- тезис". Начальный материал Главной партии экспозиции попадает в репризе в новые тональные условия, подвергается тональному развитию, становится неустойчивым. Материал Побочной партии из Экспозиции, наоборот, оказывается в условиях тональной устойчивости и выступает в функции общего итога, синтеза, заключения

Наряду с тональным развитием, начинает формироваться логика тематического развития. Тематический контраст партий экспозиции возник не сразу. Постепенно нащупывается разница в способах изложения однопланового тематизма, в его фактуре и структуре. По этим каналам- тональному плану, фактуре, структуре- проникает в Сонатную форму тематический контраст.

Подтверждением изложенного, служит краткий обзор строения и движения тональностей в "Избранных сонатах" Доменико Чимарозы, изданных в 1988г. московским издательством "МУЗЫКА" под редакцией С. Мовчана.

№1. "Соната" A-dur написана в Предклассической сонатной форме. Главная и Связующая партии близки по тематизму в А-dur и в E-dur

Главная партия

Связующая партия


Побочная партия начинается в h-moll ( тональности минорной двойной доминанты).

Заканчивается на Доминанте ( E-dur)

Разработка отсутствует

В Репризе Главная партия звучит в основной тональности,

Связующая модулирует в D-dur (субдоминанту), заканчиваясь в E-dur (Доминанте) . Побочная партия в основной тональности A-dur

В Коде первый каданс прерванный на VI ступени

№2 "Соната" G-dur написана в Старосонатной форме . Отличительной чертой этой формы является отсутствие материала Главной партии в Репризе. Тематизм Главной и Побочной сближен. Главная партия в основной тональности


Побочная-в доминантовой

Разработка отсутствует. Реприза начинается с развития тематического материала каданса Побочной партии в g-moll (одноимённом миноре).

Побочная партия в Репризе, без изменений, транспонирована в основную тональность.

№3. "Соната" g-moll написана в Предклассической сонатной форме с элементами разработки. Главная партия путём сопоставления проводится в g-moll

И в параллельном мажоре.


Связующая тематически близка главной, начинается в параллельном мажоре, заканчиваясь на его Доминанте.

Побочная партия ритмически близка Главной и Связующей. Она в B-dur состоит из двух одинаковых предложений в верхнем и среднем регистрах.

Экспозиция заканчивается мажорным кадансом.

Реприза с элементами разработки: изменения происходят в материале Побочной партии. Появляется несколько связок.

Реприза начинается с проведения Главной партии в основной тональности. G-durная связка приводит в c-moll (субдоминанта)


Начинается Побочная партия, но её яркий начальный форшлаг заменён на мягкую трель, что даёт теме новую краску.

Связка, транспонированная в F-dur, приводит к материалу Побочной в B-dur (параллельный мажор). Ещё одна связка на материале Побочной партии приводит к финальному проведению Побочной партии в основной тональности и Коде.

Таким образом, наличие в Репризе Главной и Побочной тем в основной тональности и, связующего их, нового, разрабатывающего Побочную партию материала, говорит о наличии элементов Разработки в Репризе.

№4. "Соната" C-dur написана в Старосонатной форме, о чём говорит отсутствие материала Главной партии в Репризе. Главная партия- Период в основной тональности.

Связующая - на материале Главной, плавно перетекает в Побочную, совершая модуляцию в Доминанту


Реприза начинается с новой мелодии в c-moll (одноимённой тональности)

Небольшая связка-модуляция приводит к Связующей и Побочной партий в основной тональности

№5 "Соната" a-moll написана в Предклассической сонатной форме без разработки

Главная партия (два предложения) в основной тональности


Побочная партия (два предложения) заканчивается в параллельной тональности .Партии тематически близки.

В репризе обе партии проходят в основной тональности.

№6. "Соната" a-moll- Allasiciliana в подзаголовке, написана в Простой двухчастной форме без повторений.

Изящная и нежная мелодия развивается в вариационном движении, общность тем проявляется в едином ритме.

№7. Двухчастная старинная соната (части играются без перерыва).

Первая часть- небольшое Андантино в Старосонатной форме, в, редко используемой композитором, тональности b-moll. Тематизм Главной и Побочной партий сближен. Главная пария в b-moll.


Побочная партия в параллельном мажоре

Реприза начинается с нового музыкального материала (подобие разработки), близкого Главной партии и равного ей по размеру, в основной, так же, как и Побочная партия, тональности.

Вторая часть- Жига в B-dur (одноимённая тональность) с элементами полифонического развития, в постбаррочном стиле свободной полифонии.

№10. " Соната" G-dur написана в Старинной сонатной форме. Вступление и Главная партия в основной тональности.

Побочная- в доминантовой.


В Репризе в E-dur и в D-dur разрабатывается новый музыкальный материал, близкий Главной партии

Напряная связка на остинатном "ре" в басу приводит к Побочной партии в основной тональности .

№11. "Соната" c-moll токкатного характера в Предклассической сонатной форме, с относительно большой Разработкой, на материале Побочной партии

Реприза динамическая (отсутствует Главная партия),но говорить о каком-либо конфликте образов не приходится, т . к. тематический материал сближен по характеру.

№12 "Соната" B-dur написана в Предклассической сонатной форме без разработки, с ложной репризой. Главная партия в основной тональности


Побочная партия в доминантовой

Без каданса, переходит в большую Заключительную в доминанте.

Ложная реприза- два такта Главной партии (первое предложение) в доминантовой тональности- путём сопоставления, переходит в основную Репризу, где второе предложение Главной партии проходит в основной тональности .