Смекни!
smekni.com

Принципы права (стр. 5 из 5)

1) оно должно включать в себя и обеспечение гуманистических основ общества и социального государства, ибо без этого обеспечение безопасности человека попросту невозможно;

2) определение должно отражать весь комплекс прав и интересов личности, а не замыкаться сферой безопасности человека;

3) оно должно предполагать не просто обеспечение прав и интересов личности (что в целом было присуще и УК 1960 г.), а в силу ст. 2 Конституции их приоритетную защиту;

4) поскольку реализация принципа гуманизма на практике осуществляется судом, его роль должна быть нормативно закреплена;

5) так как гуманное отношение к преступнику и к потерпевшему неразрывно связаны между собой и на правоприменительном уровне определяется, исходя из их соотношения, законодательная дефиниция должна отражать и тот, и другой аспекты гуманизма;

6) поскольку гуманность в упомянутым лицам имеет свои пределы и реализуется с учетом характера и степени общественной опасности преступления, совершенного виновным, значимости тех отношений, нарушением которых причиняется ущерб потерпевшему, основания и критерии таких пределов тоже должны быть обозначены в указанной дефиниции;

7) при формулировании принципа гуманизма должно быть использовано только понятие «меры уголовно-правового характера», ибо употребляемой сейчас наряду с ним выражение «наказание» охватывает хотя и самую значительную, но лишь часть мер уголовно-правового воздействия, что вносит в определение признаки, свойственные принципам меньшего объема, сужает содержание гуманизма как принципа уголовного законодательства до объема принципа назначения наказания.

В [8] предлагается следующий вариант статьи

«Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство и суды Российской Федерации обеспечивают охрану гуманистических основ гражданского общества и социального государства в России, приоритетную защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Меры уголовно-правового характера, не имеющие своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, применяются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного лицом преступления, тяжести ущерба, причиненного пострадавшему от преступления гражданину».

Принцип справедливости. Если исходить из того, что законодатель должен стремиться к созданию справедливых уголовно-правовых норм, относя справедливость к принципам Уголовного кодекса и установив его внутреннюю связь с принципами равенства и гуманизма, то нельзя в теоретико-нормативном понимании принципа справедливости (ст. 6 УК) ограничиваться только констатацией предполагаемых параметров справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера. Определение справедливости как принципа Уголовного кодекса должно быть обращено и к законодателю, сферой же его воздействия должно стать все уголовное законодательство, а в его содержании должно быть зафиксировано соотношение принципа справедливости с двумя элементами его структуры: принципами равенства граждан перед законом и гуманизма.

Одно из основных и давних правил справедливости: «не дважды за одно и то же» («nonbisinidem») заключено в содержании ч. 2 ст. 6 УК. Это правило, хотя и является выражением уравнивающей стороны справедливости и принципа равенства граждан перед законом, обладает в уголовном законодательстве весьма отчетливым самостоятельным выражением.

В Конституции оно сформулировано так:

«Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50).

Эта формула лучше, чем изложенная в ч. 2 ст. 6 УК, ибо четко указывает, по крайней мере, на одного субъекта – суд, обязанного следовать данному конституционному правилу справедливости, исключает возможность предполагать, что уголовную ответственность на граждан может возложить и какой-либо иной, кроме суда, государственный орган.

Между тем надо также иметь в виду, что уголовно-правовое определение указанного правила справедливости по содержанию не должно противоречить его конституционному и международно-правовому пониманию, предполагающему недопустимость именно повторного (вторичного) осуждения лица за одно и то же преступление.

Упомянутым выше автором предлагается следующий вариант статьи:

«Статья 6. Принцип справедливости

1. Принцип справедливости обеспечивается полной реализацией его составляющих принципов равенства перед законом и судом и гуманизма в уголовном законодательстве и судах Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс и суды Российской Федерации исключают возможность повторного осуждения лиц за одно и то же преступление».

Принцип вины. Социальная обусловленность поведения людей в случаях совершения ими общественно опасных деяний неизбежно предполагает их свободный выбор антисоциальной формы этих деяний. Такой свободы нет как у невменяемых, лиц, не достигших возраста наступления уголовной ответственности, так и у невиновных лиц. Лицо, которое не способно адекватно воспринимать окружающую действительность или которое «по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть» (ч. 1 ст. 28 УК), не может принять самостоятельного решения, свободно выбрать общественно опасную форму поведения.

При этом отсутствие свободы выбора такой формы поведения означает не только то, что лицо освобождается от уголовной ответственности из-за недопустимости объективного вменения, но и то, что его поведение не общественно опасно, а лишь объективно вредно. Общественная опасность как социальное свойство поведения человека не существует вне сознательного выбора его антисоциальной формы.

Выбор же данной формы одновременно означает ту или иную степень отрицательного отношения лица к ценностям общества. Потому именно выбор лицом конкретной формы общественно опасного поведения и обусловливает содержание вины, является ее предтечей. Как раз на адекватной оценке социальной значимости конкретных форм общественно опасного поведения, органически включающих в себя и антисоциальный выбор лица, и основывалась реализация принципа вины на ранних стадиях развития российского уголовного законодательства.

Для отражения рассмотренного принципа в [8] предлагается следующий текст статьи:

«Статья 5. Принцип вины

1. Уголовное законодательство и суды Российской Федерации учитывают степень отрицательного отношения лица к социальным ценностям, охраняемым настоящим Кодексом (вину лица), выраженную в совершенном им преступлении.

2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность не в соответствии с формой или степенью вины, за невиновно совершенное деяние, невиновное причинение вреда, не допускается».

Принцип законности. Принцип законности (ст. 3 УК), известный еще из римского права: «без закона нет ни преступления, ни наказания» (nullumcrimen, nullapoena, sinelege), рассматривается в уголовно-правовой литературе весьма широко.

Здесь предлагается следующее определение [8]:

«Статья 3. Принцип законности

1. Содержание принципа законности образуют социально-правовые идеи равенства, гуманизма, справедливости и вины, выраженные в уголовном законодательстве Российской Федерации через его принципы, нормы Общей и Особенной частей. Только выраженные в настоящем Кодексе идеи признаются его принципами.

2. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом

3. Законодатель и суды Российской Федерации обеспечивают приоритет принципов настоящего Кодекса над другими его понятиями и нормами».

Заключение

Приведенный в настоящей работе анализ правовых принципов позволяет сделать следующий вывод:

Сущность права помогают раскрыть принципы права – те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система. Они лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают неписанные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства.

Список использованных источников

1. Алексеев С.С. Государство и право. Нач. курс / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит., 1996.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов/ А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Головистикова А.Н. Теория государства и права: Вопросы и ответы/ А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Юриспруденция, 2001.

4. Григонис Э. П. Теория государства и права: Курс лекций/ Э.П. Григонис – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002.

5. Гурова Т.В. Теория государства и права: Метод. пособие/ Каф. юрид. дисцилин – Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 1998.

6. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 92-98.

7. Комаров С.А. Теория государства и права: Учеб. – метод. пособие: крат. учеб. для вузов: [по специальности «Юриспруденция»]/ С.А. Комаров, А.В. Малько, – М.: Норма: ИНФРА-М, 2001.

8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: [Учеб. - метод. пособие]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

9. Мальцев В.В. Принципы уголовного права и уголовного законодательства: система, содержание и нормативное выражение // Правоведение – 2003. – I. – С. 110 – 127.

10. Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т./ Отв. ред. М.Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало, 2000. Т 1.

11. Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т./ Отв. ред. М.Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало, 2000. Т 2.

12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2002.

13. Теория права и гос-ва: Учебник: [Для образоват. учреждений высш. проф. образования МВД России/ Афанасьев В.С., Бабаев В.К., Баранов В.М. и др.]: Под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и закон, 2001.

14. Хропанюк, В.Н. Теория гос-ва и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2001.