Смекни!
smekni.com

Фортепианный дуэт (стр. 2 из 2)

Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано с распространенной в начальных пианистов тенденцией к ускорению - обычно это происходит при нарастании силы звучности эмоциональное возбуждение ускоряет ритмический пульс, или в стремительных пассажах, а также - в сложных для выполнения местах. Технические трудности вызывают желание возможно быстрее "проскочить" опасные места. Воспитание коллективного ритма - необходимое качество артистического ансамбльного исполнителя. Наиболее ранние из известных нам дуэтов относятся к эпохе Ренессанса в Англии - родине первой в Европе самостоятельной клавирной школы. Эти произведения созданы в начале XVII ст. Целую серию выдающихся произведений выдал в Лондоне младший сын Й. С. Баха - Й. Кристиан (1755 - 1782), который известен как "Лондонский Бах". Дуэты и сонаты его поражают, "Моцартовских х-ром", который убеждает нас как много Моцарт обязан Й. К. Баху. Большого внимания заслуживают 2 дуэтных произведения Й. Гайдна. Партия F - dur, и соната известна под названием "Учитель и ученик". Основной формой дуэтного творчества была соната. Произведения других форм (вариации, отдельные пьесы, концерты) появляются спонтанно. Универсальный гений В. А. Моцарт (1756-1793) осветил все музыкальные формы и жанры в Европе XVIII. Ансамбль 2 пианистов вообще захватывает Моцарта. Им созданы произведения для 2 фортепиано, и 2 фортепиано с оркестром. Но больше всего произведений предназначались для выполнения на одном инструменте в 4 руки. Сонаты, фуги, тема с вариациями Allegro; Adagio; Фантазия of - mall.

Наиболее яркой фигурой в 4 - ручной музыке конца XVIII ст. Л. Бетховен. Сам он не придавал большого значения фортепианному дуэту . Им написано гораздо произведений: небольшая соната, 2 цикла вариаций и 3 марше-современники "Героические симфонии. Однако эти произведения прекрасны и для истории фортепианного дуэта чрезвычайно важны.

С развития 4-ручного ансамбля творением Ф. Шуберта принадлежит особая роль. С ним история жанра вступила в новую эпоху. Шуберт писал с детских лет до последних своих дней.

Исторически закономерно, что развитие 4-ручного ансамбля совпал с заступление новой эры в музыкальном искусстве.

Уникальная панорама дуэтной творчества Шуберта яснее предстанет при обзоре отдельных жанров: произведения малых форм, вариаций и дивертисменты, увертюры, переводы, фантазии, сонаты. Наследство Шуберта в отрасли 4-ручной литературы не имеет аналогов в истории музыки. Шубертовские произведения являются открытием совсем новых свойств фактуры фортепианного дуэта, что проявилось в расширении регистровых ресурсов, ощущении объемов и звуковых пространств.

Фактура шубертових фортепианных дуэтов была "последним словом" своей эпохи как в сфере психологической выразительности, так и в области колорита : открытие новых красок. Дуэтное творчество Шуберта в исторической перспективе заслонила собой 4-ручное наследство его современников - К. Черни, Мендельсона. Но над Европейской фортепианной музыкой разливалось уже светло произведений Р. Шумана. К середине XIX ст. Завершив процесс становления романтичного пианизма где развитие пианизма было связано с деятельностью целой плеяды выдающихся музыкантов - Шопен, Лист. Первый сольный концерт в 1839 г. в Риме, Лист назвал "музыкальным монологом. Приглашение 2 пианистов с целью выполнить в концерте произведения по одним инструментом в 4-руки было редкостью. Однако в сфере домашнего музицирования этот вид остается любимым и популярным. Особая роль в дуэтный творчества принадлежит Р. Шумана (1810 - 1856). История фортепианного дуэта обязана Шумана всем чем обязана ему история мировой музыки: новым ощущением жизни, поэзией проходящих мгновений, духом дерзаючои молодости, неизвестной ранее образной конкретностью, смелым обновлением музыкальных форм. В фортепьянной наследии судьба 4-ручной музыки сравнительно невелика: 5 циклов пьес, написанных в течение 20р. Они охватили в себе Х-летние черты разных периодов творчества Шумана. Картины Востока и создание под влиянием прочитанных арабских новелл. Ансамблевые проблемы здесь большие и разнообразные гибкость изменений темпов подголосками, скрытые голосами, мелодическими фигурации, созданием увлекательных ситуаций.

В Ороки творческого становления И. Брамса (1833 - 1897) - жанр фортепианного дуэта находился в зените своей популярности "Вариации на тему Шумана" - произведение будто образованный тенями великих предшественников является вершиной 4-ручных вариаций.

Многие вальсов - 16 - построены в виде цикла "Новые песни любви" как продолжение. Венгерские танцы" - 2 тетради ( 1 - 10) - были первыми произведениями что принесли композитору славу являют собой развернуты романтичные поэмы, и является одним из наивысших завоеваний в истории 4-ручной музыки. Брамса имели огромное влияние на развитие фортепианного дуэта последней третьи ХІХ ст. Вклад Ф. Листа (1811 - 1886) в развитие фортепианного дуэта ограничивается преимущественно созданием переводов. Переводя свои произведения (оркестровые, хоровые, органные, скрипичные, фортепианные), Лист часто вносил новые штрихи. Творчество Ф. Листа заканчивается расцветом дуэтного творчества.

Зарождение 4-ручного ансамбля в России относится до конца XVIII ст. В это время шел интенсивный процесс формирования камерно-инструментальных жанров. Большую роль в формировании фортепианного дуэта сыграли иностранные музыканты. Участие иностранных музыкантов в создании фортепианных вариаций на темы русских песен отобразились в так называемых "русской серии" - Й. Пальнау, К. Галер, Д. Штейбельт, К. Майор. России. Оно подготовило почву для создания тех дуэтных произведений, которые принадлежат к классикам отечественного искусства, начиная из М. Глинки. Глинкой создано несколько оригинальных произведений, где заложен фундамент русского народного стиля. Дуэтные произведения писал О. С. Даргомижський, М. Г. Рубинштейн, Лядов, П. Чайковский - "50 русских народных песен" - полифоничные произведения. Стелиння к укрупнению форм 4-ручной музыки видело в творчестве композиторов могучую кучку. Период блестящего расцвета русского фортепианной музыки конца XIX в. ХХ в. России интерес к нему пропал. Должное внимание этому жанру уделил лишь С. В. Рахманинов (1873 - 1943), создал 6 пьес, несколько небольших произведений.

Когда ученик впервые получит удовольствие от совместно проделанной художественной работы, почувствует радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки - можно считать, что занятия в классе дали принципиально важен результат. Пусть выполнение при этом еще далекое от совершенства, ценное другое - переборотый рубеж, который разделяет солиста и ансамблист, пианист почувствовал своеобразие и заинтересованность общего исполнительского.