В соответствии со ст.137 Конституции Социалистической Республики Вьетнам Верховная народная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов министерствами и другими органами, подчинёнными правительству, местными органами власти, общественными и экономическими организациями, подразделениями вооружённых сил и гражданами. Поддерживает государственное обвинение, заботится о точном и единообразном исполнении законов. Местные народные и военые прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов и поддерживают обвинение в пределах установленной законом компетенции.
Вьетнамские учёные выделяют ряд недостатков и противоречий в нормативных актах, регулирующих деятельность прокуратуры. По их мнению, не соответствует Конституции указание о том, что прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов судами при разбирательстве дел, так как это не упоминается среди предусмотренных Конституцией (ст.137) полномочий прокуратуры. Кроме того , учёные предлагают заменить действующее положение ст.140 Конституции СРВ, устанавливающее подотчётность местной народной прокуратуры Народному Совету этой же местности, так как местное влияние является одной из главных причин, мешающих установлению законности.[52]
Общим для органов прокуратуры стран Балтии является то, что этому институту в обязательном порядке отведено место в Конституциях этих государств. В Конституциях большинства государств закреплено, что организация, компетенция, структура, порядрок деятельности органов прокуратуры этих государств определяются специальным законом. Об этом нет упоминания в Конституциях Азербайджана, Кыргызстана и Туркменистана, но и в этих государствах приняты и действуют специальные законодательные акты, регулирующие деятельность органов прокуратуры.
Общим для Конституций государств является то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему. Это принципиальное положение содержится в Конституциях вне зависимости от того, к какой из ветвей власти относят прокуратуру. В том случае, если это положение не нашло своего подтверждения в Конституции, оно находит своё закрепление в специальном законе.
Общим в конституциях и законах о прокуратуре большинства стран СНГ и Балтии является подчёркнуто независимый характер её деятельности. Специальные нормы о самостоятельности прокуратуры содержатся в Конституциях Казахстана (ч.2 ст.125), Таджикистана (ст.96), Молдовы (п.5 ст.125), Туркменистана (ст.113), Узбекистана (ч.1 ст.120)[43].
Концепция большинства законов о прокуратуре стран СНГ в существенной мере совпадает с концепцией развития прокуратуры РБ на переходный период, согласно которой ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), олицетворяющие собой единую верховную государственную власть и её разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов.
Сисема подотчётности и подконтрольности органов прокуратуры, закрепляемая в законодательстве государств СНГ, базируется на необходимости реального обеспечения принципа независимости организации и деятельности органов прокуратуры. Обычно прокуратура в конституциях и специальных законах, регулирующих её деятельность, определяется как орган, подконтрольный либо парламенту, либо ему и президенту как гаранту Конституции, прав и свобод граждан.
Кроме принципов независимости организации и деятельности органов прокуратуры, законодательства стран СНГ и Балтии выделяют принципы единства и централизации прокурорской системы, принципы защиты прав и свобод граждан, гласности ( Украина, Беларусь, Казахстан, Туркменистан).
Страны СНГ в своих конституциях и законах о прокуратуре не только закрепили положение о независимости органов прокуратуры от общественно-политических организаций (движений) и их представителей, но в ряде случаев ввели прямой запрет на членство работников прокуратуры в политических партиях и участие в их деятельности.
Прокурорские работники, являясь представителями государственной власти, а также члены их семей и имущество в соответствии с законодательством о прокуратуре стран СНГ и Балтии находятся под особой защитой государства.
В государствах, где органы прокуратуры достигли определённого уровня своего развития и имеют разветвлённую систему, кроме территориальных создаются специализированные, в том числе военные, прокуратуры. [ 23, с.47-51]
9 марта 2000 года для России вступили в силу два важных международных договора – Конвенция о выдаче 1957 г. и Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. В настоящее время участниками Конвенции 1959 г. являются 39 государств, Конвенции 1957 г. – 38 (в их числе Израиль, не являющийся членом Совета Европы). Значимость этих конвенций как для стран Европы, так и России, трудно переоценить, поскольку их основная цель – создание единых для стран-членов Совета Европы стандартов в оказании правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции. Поэтому присоединение России к указанным многосторонним договорам носило приоритетный характер. Столь же необходимым было присоединение к европейским стандартам для создания правовой базы сотрудничества российских и европейских правоохранительных органов, поскольку ни с одной из стран Европы, если не брать во внимание бывшие социалистические, у России нет договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам и выдаче. После присоединения к Конвенциям 1959 и 1957 гг. Россия и европейские страны могут не только сотрудничать на основе положений конвенций, но и заключать двусторонние договоры, конкретизирующие и развивающие их положения. В число ратифицировавших эти конвенции стран входят три государства – участника СНГ (Россия, Украина, Молдова). Республика Беларусь к данным Конвенциям не присоединилась, что может вызвать ряд трудностей при унификации законов между РБ и РФ.
В 1993 году странами СНГ была подписана Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Но не все положения этого многостороннего договора соответствуют содержащимся в европейских конвенциях стандартам.[ 54,с.52-53]
Органы прокуратуры РБ – органы надзора за неуклонным соблюдением законности, являются одной из структур государства, без которой невозможно решить вопросы, связанные с созданием правового государства. Как таковые, они осуществляют свою деятельность на основе определённых принципов, базирующихся на положениях Конституции Республики Беларусь и законодательства о прокуратуре.
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.[21,с.68-69]
В общей форме принципы ( латинское – основа) – это исходные положения деятельности, теории, науки, на основе которых организуется осуществление тех задач, которые ставит перед собой та или иная структура, организация.[83,с.1061]
Только строгое соблюдение установленных принципов, выраженных в законе, может обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего неуклонного и единообразного исполнения законов.
В принципах содержатся сущность и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и органов, входящих в правоохранительную систему.[31,с.12]
Вместе с тем, принципы деятельности прокуратуры не следует смешивать с условиями и порядком выполнения возложенных на неё функций. Они, по отношению к принципам, всегда носят подчинённый характер. Закреплённые в законе принципы организации и деятельности прокуратуры взаимосвязанны, взаимозависимы и взаимообусловленны. Их нельзя отрывать друг от друга. Они должны пониматься и проводиться в жизнь, в практику комплексно.
Вместе с тем принципы – это не просто провозглашённые положения, а руководство к действию, они должны исполняться повседневно и безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы, закреплённые в законе.[68] К основным принципам организации и деятельности прокуратуры (согласно Закона РБ “О прокуратуре Республики Беларусь”) относятся:
¨ Принцип единства и централизации;
¨ Принцип независимости органов прокуратуры;
¨ Принцип законности;
¨ Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами;
¨ Принцип открытости и гласности.(ст.4)[1]
Прокуратура – это орган надзора, орган обеспечения верховенства закона. Названные принципы напрямую корреспондируются с этим положением и определяет основные, приоритетные направления в работе прокуратуры в современных условиях. Среди них: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правовыми средствами преобразований в экономике; борьба с преступностью.[82,с.2-3]
Эти основные приоритетные направления деятельности прокуратуры отвечают тем требованиям, которые назвал закон в соответствии с обязанностями, возложенными на прокуратуру в целях обеспечения верховенства закона:
¨ Надзор за исполнением законов министерствами и ведомствами, исполнительными и представительными органами субъектов РБ, органами местного самоуправления, контроля, их должностными лицами, а также соответствием закону издаваемых ими правовых актов;
¨ Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
¨ Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за сполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судами мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;