Смекни!
smekni.com

Сущность и специфика формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях до (стр. 2 из 2)

- внешкольное образование (до 1920 г.)

- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

- культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

- культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).В настоящее время социально-культурную деятельность отличает гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Задача социально-культурной деятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, в организации и создании условий полной самореализации личности в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность строится, исходя из единства целей, содержания, функций во взаимодействии с принципами [5]. К принципам СКД мы относим:

1). Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:

- принцип демократизации

- принцип научности

- принцип связи с жизнью.

2). Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип комплексного подхода

- принцип преемственности и систематичности.

3). Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:

- принцип добровольности и общедоступности СКД

- принцип инициативы и самодеятельности

- принцип духовного наполнения досуга.

Социально-культурная деятельность включает в себя не только цели, задачи, но и функции. Все варианты функций, содержащиеся в специальной литературе [6, 7], можно свести в две самостоятельные группы:

1). Родовые функции, которые отражают самые главные свойства СКД и ведущие направления и сферы деятельности предприятий культуры. В связи с этим можно выделить три родовые функции СКД:

- просветительная

- рекреативная

- культуротворческая.

2). Все остальные функции относятся к категории производных, они являются выражением общественно ценных свойств, которые зависят от особенностей конкретно исторических этапов развития общества. Например, функция пропаганды общественно научных знаний, функция расширения кругозора человека являются производными, потому что относятся к родовой просветительной функции, конкретизируют ее. Функция приобщения масс к искусству, функция развития способностей человека можно отнести к родовой культуротворческой функции. Гедонистическая функция, функция организации досуговых занятий, функция организации туристического отдыха относятся к родовой рекреативной функции.

Просветительная функция была одной из главных в детских учреждениях культуры на протяжении 1930-80 г.г. Сегодня отошла на последний план. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и учреждений дополнительного образования.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Одной из актуальных задач деятельности учреждений дополнительного образования, является организация досуга подростков. Сфера подросткового досуга имеет свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих им социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам подросткового периода относится преобладание у нее поисковой активности.

Таким образом, задачей учреждений дополнительного образования в сфере социально-культурной деятельности, является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит просветительная, культуротворческая функции, принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи, формирование культурного человека, т.е. полностью музыкально-грамотного человека. Формирование музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования нам представляется возможным средствами СКД. К средствам СКД мы относим:

1) Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

2) Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

3) Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

4) Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

5) Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Таким образом, средства СКД - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени [8].

На основании вышеизложенного представим некоторые результаты данной части исследования, которые легли в основу понятия специфики формирования «музыкально-информационной культуры подростка» в учреждениях дополнительного образования средствами СКД:

-музыкально-информационная культура подростка развивается в музыкальной деятельности, через её основные виды, а именно: информационный, практический и творческий виды музыкальной деятельности.

-структура музыкально-информационной культуры подростка включает в себя следующий компонентный состав: музыкально-информационное восприятие, музыкальный опыт, музыкально-творческую активность .

Рассмотрев основные подходы к формированию музыкально-информационной культуры подростка, мы определили сущность данной системы. Она представляет собой процесс планомерных педагогических воздействий на подростка, как ценностное интегративное личностное образование основанное на просветительной и культуротворческой функциях, развивающееся в музыкальной деятельности, направленной на овладение практическими умениями и навыками исполнительства, музыкальной грамоты, музыкально-творческой деятельности и формирование музыкально-информационной культуры через основные ее виды, включающие музыкальное восприятие, музыкальный опыт, музыкально-творческую активность.

Список источников

1. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. - М., 1975. - 245 с.

2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 6-20.

3. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. – 39 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избр.психол. тр. - М., Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1996.

5. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. - М., 2003. - 86 с.

6. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 1993. - 164 с.

7. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994.- 110 с.

8. Взаимодействия в культуре / Колл. авт.; Отв. ред. К.Г. Рожко. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. - 150 с.