Таким образом, основная проблема определяется объективно существующими противоречиями: между значительным духовным богатством этнонациональной культуры и условиями его востребованности в ведущих сферах деятельности обеспечивающих социализацию и инкультурацию подрастающего поколения. Между возрастающим интересом детей и подростков к освоению ценностей, норм и технологий народной культуры и отсутствием педагогических стратегий погружения ребенка в мир традиционной культуры. Между педагогическим потенциалом фольклора, как средством патриотического воспитания и недостаточным осознанием его педагогических ресурсов, мерой его использования в деятельности учреждений дополнительного образования и социально-культурной сферы; между существующей потребностью учреждений образования и культуры в руководителях объединений и педагогах этнокультурной направленности, способных продуктивно работать в условиях современного общества.
Основой воспитания ценностных ориентаций личности в школе являются гуманитарные дисциплины, которые представлены учебными курсами родного языка, истории и культуры народа, национальной литературы, философии, эстетики и, конечно же, музыки. Именно в них концентрируется квинтэссенция национальной культуры, и в процессе изучения их происходит передача духовных традиций от поколения к поколению – без чего не может ни утверждаться, ни существовать, ни одно современное общество.
На современную школу возлагается ответственность за развитие этнотолерантных характеристик детей как способа сосуществования с представителями других национальностей. Школа должна использовать национальные ценности, как средство объединения детей разных этнических групп, обеспечивая каждому из них равные возможности для внесения своего личного вклада в укрепление и обогащение этих ценностей.
Основным транслятором национальных ценностей является учитель школы. Именно от уровня этнокультурной компетентности педагога зависит полноценная реализация задачи воспитания ценностных ориентаций личности школьников во всех звеньях системы образования. С сожалением приходится констатировать, что в полноценной форме этнопедагогизация затронула лишь начальное звено системы образования – дошкольные образовательные учреждения, начальные классы – и практически не распространяется на средние и старшие классы. Многие педагоги до сих пор затрудняются в выборе форм, средств и методов этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, слабо ориентируются в этнокультурном материале. Конечно, реализация задач развития и саморазвития ребёнка в этнической культуре заставляет педагога (особенно начинающего) сталкиваться с определёнными трудностями. В их числе можно отметить такие, как:
· малодоступность этнического материала, его неоднозначность;
· появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики;
· «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания;
· определение места «этнопедагогики детства» в системе педагогической культуры.
Но элемент трудности не должен отпугнуть педагога, важным для него должно стать осознание того, что именно через национальную культуру ребёнок социализируется, приобретает этносоциальный опыт, становится цельной личностью, обобщенной связью с истоками культуры, её корнями.
В процессе приобщения к национальной культуре, от педагога требуется особая деликатность по развитию этнокультурных представлений детей. Человека, делающего первые шаги в овладении ценностями национальной культуры, нельзя резко критиковать за какие-то ошибки, просчёты, искажения, а следует лишь призывать к совершенствованию своих знаний, умений, навыков.
Казахстан – страна полиэтничная, со множеством разнообразных видов и типов культур. Поэтому учебно-воспитательный процесс современных школ должен обязательно учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов ближайшего окружения, а затем – к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим в организации педагогического процесса.
Этнокультурное воспитание народов Казахстана формировалось под влиянием философии принятия мира, вселенной как Данности, человека как События. Воспитание учащихся на таких традициях является источником развития и становления их как личности. Человек живёт и осуществляет разные виды деятельности в конкретной социо-культурной среде, принадлежит к определённому этносу. Поэтому мы стремимся создавать учащимся условия для изучения традиций, культуры, искусства народов Казахстана, что предполагает рассмотрение личности воспитуемого как носителя национальной культуры, характера, самосознания в контексте межкультурного взаимодействия.
Содержание уроков по музыке в аспекте этнокультурного воспитания должно быть ориентировано на формирование личности учащихся, способной к саморазвитию, самореализации своих возможностей, стремящейся знать, уважать историю, культуру, вековые обычаи и традиции своего народа, основанных на глубоком понимании мира, добрососедства, целостности государства. Поэтому учебно-воспитательный процесс мы должны строить в соответствии с этнокультурными взглядами народов, населяющих Казахстан, отражая современный менталитет, выражающий процессы интеграции, взаимодействия, взаимообогащения культур народов Казахстана.
Народ из поколения в поколение передавал и передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность даёт возможность новым поколения вобрать в себя и развивать всё лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ. Народ вместе с тем и первый по времени, самобытности, талантливости педагог и воспитатель.
На основе поставленных нами задач, мы попытались выделить наиболее эффективные виды ценностных ориентаций, к которым, по нашему мнению, относится спецкурс «Традиционная и современная казахская художественная культура».
Таблица 2. Спецкурс
«Традиционная и современная казахская
художественная культура»
№ п/п | Наименование тем уроков и их содержание | Объём, часы | Используемая литература |
1. | Что такое эпос? · Знакомство с понятием эпос. · Место эпоса в жизни кочевого народа. · Виды эпоса. · Жырши и жырау. · Знакомство с известными эпосами. | 2 | 1.Мухамбетова А. Изучение традиционной казахской музыки в Х1Х – ХХ вв. 2. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, 544 с. 3.Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы – Алматы: РНЦПК, 1997 – 156 с. 4.Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: Уч.пособие. – Алматы: РИК КАО им.Алтынсарина, 2000. |
2. | Музыкальные инструменты в казахской культуре · Казахские народные музыкальные инструменты. · Способность музыкального инструмента «говорить без слов». · Отражение музыкальных инструментов в многочисленных мифах и легендах. | 2 | 1. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, 544 с. 2. «Елим–ай» /Учебное пособие для учителя музыки. – Алматы: Атамекен, 1993. – 91 с. (авторы: М. Балтабаев, Б.С. Утемуратова. 3. Кульманова Ш.Б. О методах обучения на уроках музыки в процессе изучения младшими школьниками казахской народной музыки /Музыкальное образование в Казахстане. Алматы, 2007. – 272 с. 4. Программа по музыке для казахской общеобразовательной школы «Мурагер» /Сост. Раимбергенов. – Алматы, 1990. |
3. | Айтыс · Искусство словесной импровизации казахского народа – айтыс. · Акын – поэт-импровизатор. · Виды айтыса. · Знакомство с известными акынами. | 2 | 1. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, 544 с. 2. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы – Алматы: РНЦПК, 1997 – 156 с. 3. Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: Уч.пособие. – Алматы: РИК КАО им.Алтынсарина, 2000. 4. Кац М.Г. Музыкально–поэтический фольклор в воспитании школьников Казахстана (Метод. рекомендации). – Алма–Ата, 1993. – 19 с. |
4. | Тартыс · Тартыс - инструментальное состязание. · Виды тартыса. · Знаменитые кюйши. · Знакомство с известными тартысами. | 2 | 1. Жармухамедов М. Айтыс жанрының қазақ әдебиетінде дамуы. Алматы, 1976. 2. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс, 2002, 544 с. 3. Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы – Алматы: РНЦПК, 1997 – 156 с. |
[38 – 46]