Смекни!
smekni.com

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима (стр. 3 из 3)

2.Ритмический ансамбль.

Как таковых ритмических проблем в произведении нет. Как уже говорилось, композитор в основном использует простые ритмические фигуры, но нам встречается и пунктирный ритм, который делает мелодическое движение подчёркнуто неравномерным. С 12 по 16 такт мы видим межтактовые синкопы. С 6 по 12 идёт смена размера у хора. Во всех этих случаях опираясь на чёткое ощущение внутридолевой пульсации должен достичь необходимого ритмического ансамбля.

3.Темповый ансамбль.

Как уже отмечалось, данный номер написан в рамках разных темпов. Агогические оттенки на смысловых акцентах, в кульминационном разделе или окончании привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.

4.Динамический ансамбль.

Динамика в произведении, как ритм и темп, очень подвижная. При этом, однако, необходимо дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. К примеру, с самого начала мы видим, что сопрано и тенора являются основным мелодическим голосом, и поэтому их следует несколько выделить по отношению к остальным голосам. Во втором периоде партии, голос передаётся басам и тенорам, а через некоторое время альтам и тенорам. В третьем периоде главный голос сопрано и альт.

5.Штриховой ансамбль.

Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Голосоведение плавное. Этот штрих преобладает во всём произведении. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии в третьем периоде, не исключено крайне осторожное применение non legato.

6.Дикционный и орфоэпический ансамбль.

Особенности произношения хором текста заключается в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Для необходимом при штрихе legato, хор должен произносить текст следующим образом. Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога пристёгиваются к началу следующего – «Где сла-дкий шё-пот гу-стых ле-сов, по-то-ков ро-пот, цве-ты лу-гов?». Трудностью для хора представится утрированная дикция и сам дикционный ансамбль. Фраза «сладкий шёпот» будет произноситься как «слаткий шопот»,

7.Исполнительская фразировка.

Исполнительская фразировка имеет прямое отношение к структурному членению музыкальной формы. Всё произведение написано на основе одной строфы поэтического произведения. Первое пятитактовое членение соответствует первому четверостишию стихотворного текста (1 период). Второй период состоит из 11 тактов – второму и третьему четверостишию, третий – четвёртому четверостишию первой строфы стихотворного текста, состоящий из 7 тактов. В конце третьей строфы наступает общая пауза, показ того, что всё «цепенеет». Кульминационными моментами являются начало произведения – самый первый такт и 18 такт произведения.

8.Создание исполнительского плана.

Исполнительская трактовка произведения складывается по нарастанию. Драматургическое нарастание идёт по нарастающей, но с самого начала мы слышим кульминационный момент произведения, но он не является главным. Можно утверждать, что именно в третьем периоде находится смысловая кульминация этого хора. После кульминации звучность не резко, но падает, она затихает и как будто останавливается время. Если первый и третий периоды поручены целиком хору – там практически каждая партия является самостоятельной, то второй разбит на главные и второстепенные партии.

9.Репетиционный план.

Хоровая партитура произведения написана для смешанного хора. В целом не представляет сложности и ее, возможно, выучивать хором вместе, по своим масштабам оно маленькое. На первом этапе разбирать сочинение по партиям, пропевая их как по сольфеджио, а также на звуки «ли», «ле», «лю» и др., что должно помочь в достижении единообразного и плавного звучания. В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления на восьмые. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий. После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному, четкому, связному произношению слов. На следующем этапе главным является достижение сбалансированности всех компонентов партитуры произведения, как по динамике, так и по другим элементам музыкальной выразительности. Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание произведения, генеральная репетиция и концертное выступление.

Особенности дирижёрского жеста.

1.Характеристика дирижёрских жестов.

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения. Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato, разделением функций рук, дроблёными вступлениями. Форма кисти – округлая, «куполообразная». При минимальной силе звука основная нагрузка падает на движение сомкнутыми и выпрямленными крайними фалангами пальцев. Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, интерпретация фермат, дифференцированный показ руками, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий.

2.Виды ауфтактов.

Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания. В первой группе используются в основном неполные ауфтакты к первой неполной доле. Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

3.Дирижирование фермат и пауз.

Автором предусмотрены две ферматы в произведении. Также в последнем такте второго периода, перед кульминацией (18 т.), возможна некоторая остановка звучания. В этом случае будет использована снимаемая фермата. Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора, дирижирование при этом отличается сплошным, не разделённым. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора никогда не должен становится простым отсчётом пустых долей, но активным, обращённым к мелодическим и фактурным особенностям хора.

4.Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером ¾ и 2/4. Следует то, что за счётную долю необходимо взять «четверть». Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет двухдольная и трёхдольная. Так как метрическая организация партитуры не стабильна, то и схема тактирования будет изменяемой. Необходимо чётко снимать звучание хора в конце каждой музыкальной строфы, в конце периодов на вторую долю или третью долю передерживая её.

Список литературы.

1. Асафьев Б. хоровая культура. Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1968.

2. Анализ вокальных произведений: уч. пособие под ред. Коловского О. П. Л., 1988.

3. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Изд. 9.- Музыка.- Л., 1989.

4. Вайкоп Ю.Я., Гусин И.Л.- Музыка.- Л., 1987.

5. Гвидо Боффи. Большая энциклопедия музыки.- М., 2006.

6. Гоголин М.Р. Работа студента над аннотацией хорового произведения. – Русь.- Вологда, 2003.

7. Интернет.

8. Романовский Н. Хоровой словарь. Л., 1979.

9. Самарин В.А. Хороведение. - М., 1998.

10. Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь.- Рипол Классик, М., 2003.