Смекни!
smekni.com

Аннотация на произведение Сергея Сиротина Троицыно утро из хорового цикла Край любимы (стр. 2 из 3)

Ранняя поэзия Есенина зачастую была окрашена в церковно-христианскую, религиозную символику (что видно уже из названия его первого сборника - "Радуница", а также из заглавий целого ряда стихотворений: "Пасхальный благовест", "Чую радуницу божию", "Пойду в скуфье смиренным иноком" и др.).

Это объясняется характером воспитания поэта сначала в доме набожного деда, который усиленно знакомил мальчика со "священной историей", пел ему "духовные стихи". В дальнейшем интерес к религии поддерживался и в земском начальном училище, и в церковно-учительской школе, а затем близким к Есенину поэтом Н. Клюевым. Так в стихах Есенина появились и Божья Матерь, и Христос, и Магдалина, образы и сюжеты, почерпнутые из Библии. Но сам поэт просил читателей относиться к его "Иисусам" и "божьим матерям" как к сказочному в поэзии, как к мифам и легендам, существовавшим и у других народов.

1917- начало 1919-го – самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает Февральскую и Октябрьскую революции, хотя и «принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», как напишет в автобиографии.

1919-1921 годы – время разочарования в революции, неприятия Сергеем Александровичем братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики.

В 1922 - 1923 гг. Есенин вместе с американской танцовщицей Айседорой Дункан совершает заграничную поездку в Америку и по странам Западной Европы. Примечательно, что в письмах к друзьям он мало рассказывает о своих впечатлениях (им он посвятит потом свою книгу очерков "Железный Миргород"), но часто говорит о своей тоске по родине: "Так мне хочется отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию".

По возвращении на родину поэт снова побывал на Рязанщине, где увидел много "нового и непохожего" в жизни и быте своих близких и односельчан: на смену "Руси уходящей" шла "Русь советская", в которой бытие вливалось уже в другие берега и настоятельно требовало иного на него отклика. В творчестве поэта настойчиво зазвучали ноты недоумения и удивления этой новой действительностью, которую он пытается понять и принять, заново осмыслить.

Последний и наиболее зрелый период его творческой деятельности наступает в 1924 - 1925 гг. В этот период Есенин написал широко известные, завершающие свои произведения: "Русь советская", "Русь уходящая", "Возвращение на родину", цикл "Персидские мотивы", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая", поэмы "Анна Снегина", "Черный человек" и др.

Жизнь Сергея Есенина оборвалась в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах.

Произведение «Троицыно утро» из цикла «Край любимый», который включает в себя 8 хоров на стихи С. Есенина: «Край любимый», «Троицыно утро», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Сыплет черемуха снегом», «Рекрута», «Устал я жить в родном краю», «Гой ты, Русь, моя родная», «Запели тесаные дроги».

Литературный текст рисует картину русской деревни с ее церквями, лесами, пригорками, картину раннего утра, картину пробуждения деревни. Колокольный звон зовет к утренней церковной службе. Это зарисовка проезжающего мимо русской деревни, зарисовка родной природы, края.

С. Сиротин с помощью стихов С. Есенина создает свою картину деревни, и все это на фоне колокольного звона. Самый главный образ – колокольный звон, он становится основным, слышно его далеко, ночь сошла, летнее зеленое утро, березки вдоль дороги. Сначала колокольный звон всё ширится и разрастается, а затем возникает эффект затихания, удаления. Ветер переносит ароматный запах свежести, зеленой травы.

Основная тема - Родина. Идея - любовь к Родине. Форма текста произведения «Троицыно утро» - стихотворная. Сиротин соединил два стихотворения Есенина, не используя «личностные» строчки, касающиеся самого Есенина.

Первое стихотворение - «Пасхальный благовест»

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

1914

Второе – «Троицыно утро»

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

1914.

Использовано 6 строф из 2-х стихотворений.

Форма произведения простая двухчастная со вступлением и заключением.

а (4 такта)

вступление

1 предложение

1 строфа

В (10 тактов)

I часть - период

2 предложения

2 строфы

С (9 тактов)

II часть - период

2 предложения

2 строфы

b1 (9 тактов)

заключение,

на материале

I периода

1 строфа

Произведение начинает мужская группа хора восходящим ходом в унисон, создавая ощущение раскачивания колокола, восхода солнца. Пунктирный ритм придает решительность, упругость.

Произведение начинается широко в сиb-мажоре, что придает звучанию мягкую торжественность. Преобладание сложных септаккордов D и DD, придает особую приподнятость (Т-DD, DD, S-D).

Композитор старается следовать за текстом. Останавливается на доминанте, через которую осуществляется переход в другую тональность, более светлую и радостную - соль-мажор.

Мелодия в подвижном темпе построена на терцово-квартовой попевке. Она напоминает русскую народную попевку и обыгрывается в различных тембрах-партиях, оставаясь неизменной.

Хор как бы делится на два слоя: мужская группа имитирует колокольный звон «дон, дон…», а женская группа поет мелодию, которая светлая, игривая, похожая на настойчивый колокольно-призывный радостный звон малых колоколов, в конце попевки звучат чистые кварты, подчёркивающие радостное оживление и призывность.

На втором предложении включаются высокие женские голоса – сопрано - в достаточно высоком регистре, что усиливает радостное оживление в мелодии. Появляется IV# ступень как признак DD7, которая усиливает приподнятость и напряжённость музыки (требует дважды разрешения).

Во втором периоде восторженность постепенно нарастает: вступают все группы хора, достигая кульминации. Появляется синкопа, которая меняет упругий ритм восьмых и четвертных на игриво-оживлённый ритм с использованием

в верхних голосах.

За счет секвенции колокольный звон еще более усиливается, становится хрустальным, звонким, как бы расширяется, чему способствует ff, расширение диапазона аккордов, самый высокий регистр. Напряженность и восхищенность достигают наивысшей точки развития.

Во II периоде преобладают: D, II, II7, D7 заканчивает раздел, Т нет и создаётся ощущение повисания аккорда (как гул от колоколов). Преобладает S-D соотношение аккордов, постоянно один слой накладывается на другой, поэтому чистых аккордов нет.

Заключение как бы повторяет I-ый период, но не полностью, а лишь отдельными мотивами, как удаляющееся звучание колоколов, затихающее, растворяющееся вдали. Тема сворачивается, опускается все ниже и ниже, из неё исчезает призывная квартовая интонация в конце, она становится тише на фоне отдельных ударов в колокола. Последнее проведение у басов звучит не до конца, а как бы обрывается.

Фактура хора «Троицыно утро» многослойна. Большие колокола – это первый слой, меньшие – второй, совсем маленькие колокольчики – третий, мелодия - четвёртый. Мелодия разворачивается, захватывая новые регистры, всё новые и новые колокола вступают, наслаиваясь друг на друга и создавая колоритное гармоническое звучание, достигая кульминации во 2-ом периоде.