Недаром многие деятели искусства и ученые говорят о тесной связи искусства музыки и танца. «Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире».[4] Движение – это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений.
Психологи подтверждают эту взаимосвязь двух искусств. В любом человеческом чувстве различают три момента протекания эмоции: восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем, вызываемое этим чувство и телесные выражения этого чувства. Внешнее выражение того или иного чувства вызывает само это чувство. Та или иная поза, жест вызывают сильную эмоцию. Проигрывание интонаций телом, «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонаций, способствует выявлению его смысловой определенности. Описывая выразительность жеста, мы, тем самым, описываем саму музыкальную интонацию. Это обстоятельство может помочь в развитии у детей способности анализировать свои эмоции вызываемые музыкой, а также расширить «эмоциональный диапазон» переживаний, вызванных музыкой.
1.3. Пластическое интонирование как один из способов активизации музыкального восприятия.
Как уже было сказано выше, между звуком и пластической интонацией существует «особенно тесная, органическая, генетическая и историческая близость…».[5]
Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения.
В. В. Медушевский отмечает, что «руки могут выступать как замечательный инструмент умного анализа музыки».[6] С одной стороны с помощью пластического интонирования дети осмысливают музыкальную реальность изучаемого произведения, с другой, обобщают свои знания о музыкальном искусстве в целом. Это позволяет не вводя специально теоретические понятия о ладе, ритме, тембре, фактуре, динамике, музыкальной драматургии в урок достичь самостоятельного постижения учениками этих средств музыкальной выразительности на интуитивном уровне.
Л. Мазель писал, что жест – «это как бы интонация, реализованная движением, а интонация – как бы голосовой жест».[7]
«Простым жестом – взмахом руки, - пишет Г. Г. Нейгауз, - можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами».[8]
Пластическое интонирование связано со всеми видами исполнительского искусства – движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Пластическое интонирование, «дирижирование», движение, жесты, мимика детей, выражающая ощущение звучащей музыки, отношение к ней, является отражением слышимой ими интонацией в широком смысле слова.
Хорошо известно, как трудно детям воспринимать музыку, если просто пассивно ее слушать. Обогатить и активизировать процесс восприятия позволяет использование движений рук, тела.
Первая ступень восприятия музыкального образа ребенка связанна, прежде всего, с анализом своего переживания. Учащийся через активные действия с образом – пластическое интонирование музыки проходит путь от себя к образу и от образа к себе, как бы задавая ему вопросы.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой.
Воспроизведение художественного образа в пластике, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпо-ритма в другой, возбуждает и развивает эмоциональную память, чувство детей. Все это способствует созданию действительной гармонии и согласия между бессознательным и сознательным состоянием ребенка.
Одна из важных задач музыкального воспитания – расширение границ восприятия музыки. Известно, что восприятие нельзя свести лишь к функционированию анализаторных систем. Более глубокий уровень восприятия связан с изменением той сенсорной формы, в которой информация была первоначально получена. Поэтому часто, получая информацию по одному каналу восприятия (визуальному, аудиальному или кинестетическому), мы «перепредставляем» её внутри себя по другому предпочитаемому каналу. Этот процесс особенно характерен при восприятии музыки, поскольку оно, как известно, основано на одновременной и неосознаваемой связи между различными сенсорными каналами восприятия.
Известно, что оригинальность, богатство и размах мыслей человека определяется его способностью переходить из одного канала восприятия в другой, устанавливать связи между ними. Поэтому учителю музыки важно уметь формировать у учеников способность к «передвижению» от одного способа мышления к другому.
Один из видов деятельности, развивающий способность переключения и установления связей между каналами восприятия – пластическое интонирование. Этот вид деятельности позволяет формировать умение переводить слуховую информацию в кинестетическую и обратно – умение ощутить, пережить, изобразить то, что услышано.
Итак, пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. “Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Движение служит как бы посредником между подсознательным ощущением и осознанным восприятием. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные музыкальные элементы (характер звуковедения и направление движения мелодии, силу и скорость звучания, гармонические и тембровые краски и другое) и тем самым отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, её интуитивное понимание. Дети помнят гораздо ярче те пьесы, которые слушают-исполняют с помощью движения. Способность воспринимать и осознавать воспринятое оказывается у детей на значительно более высоком уровне, если они для своего ощущения музыки находят двигательные аналогии.
Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, - решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Если с ранних лет развивать в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, восприятие музыки станет прочувствованнее осмысленнее.
Глава II. Практическая часть (констатирующий эксперимент).
Эксперимент был проведен в 1 «к» классе школы № 7. В ходе урока детям было предложено прослушать произведение «Аквариум» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Слушание проводилось два раза. Первый раз детей попросили после вступительной беседы внимательно послушать произведение, положив руки на колени. При втором прослушивании детям было предложено рукой имитировать движения плавно плавающих рыб. В процессе проведения эксперимента мы наблюдали, насколько внимательно дети слушают музыку. Результаты наблюдений приведены в таблице № 1 (см. Приложение I).
К группе с высоким показателем внимания мы отнесли детей, которые слушали произведение заинтересованно, не отвлекаясь. К группе со средним показателем были отнесены дети, иногда отвлекающиеся в процессе слушания, и с низким – дети, не проявившие внимания и интереса к звучащей музыке. Из результатов, приведенных в таблице видно, что при использовании приема пластического интонирования у детей повышается внимание и интерес к звучащей музыке.
На своих уроках мы часто использовали прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Движения использовались различные – это и гибкое нисходящее движение руки, и имитация игры на музыкальных инструментах в характере музыки, и покачивания корпусом и произвольные пластические этюды. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
В процессе работы мы обратили внимание на то, что дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важна свобода творчества.
Очень важно грамотно подобрать музыкальный репертуар для урока. Учитывая особенности младших школьников, предпочтение должно быть отдано произведениям небольшим с яркой запоминающийся интонацией, близких детским интересам, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключают в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту.
Заключение.
Сегодня акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Именно на это и направлен прием пластического интонирования.