Смекни!
smekni.com

Активизация восприятия музыки детьми начальной школы через использование приема пластического ин (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Удмуртской республики

ГОУ СПО «Воткинский педагогический колледж»

Активизация восприятия музыки детьми начальной школы через использование приема пластического интонирования.

Курсовая работа

Выполнила: студентка

42 группы Сутыгина О.

2008 г.

Оглавление.

Введение 3

Глава I. Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы. 5

1.1 Особенности восприятия музыки младшими школьниками. 5

1.2 Связь музыкальной интонации и движения. 8

1.3 Пластическое интонирование. 9

Глава II. Практическая часть (констатирующий эксперимент). 13

Заключение 15

Библиография 16

Приложение I

Введение

Современный городской человек живет в искусственной звуковой среде: шум транспорта, предприятий, звучащая отовсюду музыка и другие неприродные звуки. Поэтому он поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде, воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения). В нашей речи даже появился термин «фоновая музыка». Все это естественно касается и наших детей. Педагоги, работающие в школе, отмечают, что дети часто слушая музыку, не слышат ее. Удивительная способность музыки овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, оказалась «стерта». В связи с этим, остро встал вопрос о том, чтобы вновь научить людей слышать и адекватно воспринимать музыку.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

Наиболее близкими для детей являются те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым объект познания (музыкальное искусство) приближается к человеку. Поэтому формирование музыкального восприятия должно опираться на активные, деятельные формы работы. Именно к таким активным формам работы относится пластическое интонирование.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс активизации восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нахождение связей и взаимоотношений между использованием приема пластического интонирования и активизацией процесса восприятия музыки детьми.

В результате нами была выдвинута следующая гипотеза – если применять на уроках музыки прием пластического интонирования, то можно ожидать, что восприятие музыки детьми станет более глубоким и осознанным.

Цель работы – выявить, каковы возможности и система использования пластического интонирования в формировании активного восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы.

2. Наблюдение за детьми по специально разработанной программе.


Глава I. Роль пластического интонирования в активизации восприятия музыки детьми начальной школы.

1.1 Особенности восприятия музыки младшими школьниками.

«Восприятие эстетическое (художественное) – вид эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием».[1]

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Как добиться у детей осознанного слушания музыки понимания ее содержания? Прежде всего, необходимо обратиться к особенностям восприятия музыки детьми.

Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на этот вопрос, исследователи традиционно выделяют два уровня восприятия музыки: сенсорный и эмоционально-семантический.

Сенсорный уровень предполагает анализ элементарных качеств музыкальных звуков (высоты, длительности, громкости, тембра) и их взаимодействий между собой.

Под эмоционально-семантическим уровнем подразумевается эмоциональная значимость музыки для человека. Основная оценка музыкального произведения происходит именно на этом уровне восприятия. Но если сенсорный уровень восприятия музыки детьми выявить достаточно просто, то эмоционально-сенсорный уровень проанализировать трудно, так как дети зачастую не могут дать развернутую словесную характеристику своих переживаний, впечатлений от прослушанной музыки. Однако здесь могут помочь такие формы работы, как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передача ее настроения в музыкальном движении.

Психологи, занимающиеся вопросами музыкального восприятия, утверждают, что помимо индивидуальных музыкальных предпочтений можно выделить и возрастные. Так в ходе различных исследований было выявлено, что дети в особенности реагируют на «массивность» и динамику звучания, на музыкальное движение (темп, периодичность ритма), на изобразительную красочность музыки. У школьников отмечена также повышенная реакция на общий тонус звучания, на различные исполнительско-речевые компоненты: повествовательный, вопросительный или повелительный характер музыкального высказывания, нежность – резкость, мягкость – жесткость, лирическую наполненность или металлическую сухость, «полетность», звонкость звучания или напротив и т.д. Подбирая музыкальный репертуар урока необходимо учитывать эти возрастные предпочтения.

Кроме того, учитель должен знать, что эволюция музыкального слуха детей начинается с развитие музыкального слуха в широком смысле слова и уже в его рамках воспитывается музыкальный слух в тесном смысле слова. Развитие музыкального слуха в широком смысле слова должно привести к слышанию музыкального языка, т. е. не к формальному постижению звуков как таковых, а к эмоционально-образному слышанию звучания. Поэтому, помня о том, что чистота и тщательность звуковысотного интонирования и восприятия музыки – задача всего цикла музыкальных занятий, в том числе и начального его этапа не нужно, тем не менее, с первых шагов форсировать это. На первых порах важнее другое – постараться удержать жизненное, пусть не всегда адекватное, но все же образное отношение детей к музыке. Однако постепенно педагог должен перевести естественные жизненные впечатления детей в музыкальные, с тем, чтобы музыкальное звучание стало главным «рассказчиком», «действующим лицом» этих жизненных представлений, это и будет исходной точкой развития музыкального слуха детей на школьных занятиях.

Еще одной важной особенностью восприятия музыки младшими школьниками является его синкретичность: в сознании ребенка в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Учителя, наблюдая за первоклассниками, отмечают, что зрительно – двигательная сторона доминирует не только в музыкально-бытовых впечатлениях детей, но даже в специально организованной учебой ситуации жизненного восприятия. Дети ищут зрительный образ, реальное движение, события за звучанием, интерпретируя музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины жизни.

Музыка – искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. В процессе воспроизведения музыки они предстают в единстве. То есть постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

В ходе исследования, проведенного Е. Ю. Волчегорской, было установлено, что среди младших школьников, учавствовавших в эксперименте, 52% музыку «чувствовали» (кинестетический канал), 29% «видели» (визуальный канал), 19% «слышали» (аудиальный канал).

Таким образом, мы видим, что для большинства детей более естественным и «удобным» является восприятие музыки через движение. Наблюдения педагогов подтверждают этот факт – дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением. Еще Ж. Далькроз, раскрывая свои принципы и методы восприятия музыки, писал: «Если мы воспринимаем музыку одними лишь ушами, но не ощущаем ее всем телом, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа». Таким образом, использование на уроках музыки движений может существенно активизировать музыкальное восприятие детей. [2]

1.2. Связь музыкальной интонации и движения

Раскрывая специфику музыки, Б. В. Асафьев подчеркивал, что: «…музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (с пантомимой) тела человеческого. Любой музыкально – пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца…».[3]