В кино Владимир Высоцкий сыграл 26 ролей. Наиболее значительные из них- геолог Максим в фильме режиссера Киры Муратовой «Короткие встречи», Бродский в фильме Геннадия Полоки «Интервенция», поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» и др. Некоторые фильмы с его участием были запрещены и пришли к зрителю только в 80-ые годы.
Поэтическое наследие Владимира Высоцкого обширно и разнообразно, около424 песни и 107 стихотворений. Не все им сложенное – стихи и песни –веселое. Есть философские раздумья, лирические миниатюры. Немало песен – ассоциаций о войне. И чем дальше отмеряет время возраст его произведений, тем больше нами, современниками, осознается их непреходящая ценность.
Высоцкого интересовала действительная, конфликтная сторона жизни, поэтому он выбирал темы, располагающие к сюжетному претворению. Он стремился «строить свои песни как новеллы, чтобы в них что-нибудь происходило». Особую тематическую группу составляют в его наследии песни о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости.
18 июля Высоцкий в последний раз сыграл Гамлета на сцене театра на Таганке. Умер Владимир Семенович Высоцкий 25 июля 1980 года в своей квартире на Малой Грузинской улице. Первая книга Высоцкого – «Нерв»- вышла в 1981 году, подтвердив трагический прогноз автора: « …меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут!»
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Растоптанные члены семьи,-
И не знаю, кто их надоумил,-
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
3.Современная жизнь авторской песни
По определению Б. Окуджавы, «то, что есть сейчас – не авторская песня. Это любительская песня, массовая культура, которая не имеет ничего общего с тем, с чего мы когда-то начинали. Я все-таки склонен считать, этот вид искусства, когда поэт пишет музыку и в узком кругу поет свои стихи под гитару, выражая серьезные настроения – этот вид искусства кончился.»
К сожалению, сегодня и старые, и более молодые авторы-исполнители, среди которых особой популярностью пользуются А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков, используют в своем творчестве новаторские приемы бардов прошлых лет и все больше превращаются в обычных эстрадных исполнителей. Таким образом, авторская песня в настоящее время испытывает творческий кризис.
Стоит отметить, что лирико-романтическое направление в бардовском искусстве было продолжено в творчестве таких выдающихся авторов-исполнителей, как С. Никитин, А. Розенбаум, В. Долина, А. Дольский, а также в песнях бард-рокеров А. Макаревича, Б. Гребенщикова и многих других.
Однако ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста, признанным лидером которой в те годы был В.С.Высоцкий. в 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных авторов-исполнителей, как А.Галич, Ю.Алешковский, А.Башлачев, в.Цой, Е.Летов, Ю.Шевчук, К.Кинчев и др. Авторская песня в лучших своих проявлениях – свидетельство нашей культуры, но и нашего времени вообще.
Список литературы:
1. Ануфриев А. Е., Богатырева Н. Д., Загвоздкина Т. Е. «Хрестоматия по русской литературе для 11-го класса средних школ». Ст. 533-540
Вятка АО «Городская газета» 1993
2. Беленький Л. П. «Возьмемся за руки, друзья!» (сборник песен)
М. «Молодая гвардия» 1990
3. Беленький Л. П. «Возьмемся за руки, друзья!» (биографии, репортажи, интервью авторов песен)
М. «Молодая гвардия» 1990
4. Басовская Е. Н. «Авторская песня»
М. АСТ «Олимп» 1997
5. Некрасов Е. «Шесть вечных струн»
М. АСТ «Олимп» 1990
План:
1.Авторская песня – новое направление русской поэзии.
2.Своеобразие авторской песни:
· Особый жанр:
а) В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому.
б) Авторская песня – одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.
в) Авторская песня глубоко укоренена в поэтической традиции.
г) Авторская песня рождена романтической эпохой и несет в себе отсвет романтической культуры.
д) Авторская песня живет в контексте мировой культуры и множеством нитей связана с литературой различных стран и эпох.
е) Главный критерий, отличающий авторскую песню от эстрадной – критерий духовной и психологической искренности.
· Самые яркие барды:
а) Юрий Визбор
б) Булат Окуджава
в) Юлий Ким
г) Владимир Высоцкий
3.Современная жизнь авторской песни.