Смекни!
smekni.com

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности (стр. 2 из 2)

(радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Практика показывает, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает):

 по выразительным средствам (как выражено);

 по определению причин (почему так выражено).

Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем более всего сосредоточить внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы.

Надо отметить, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

 специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

 использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкально-ритмическое движение, пение, игра в оркестре, дирижирование;

 использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам :

 высокой художественности

 доступности.

Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Большую роль играет атмосфера, созданная для слушания музыки .

Для лучшего восприятия музыки можно создать атмосферу зрительного зала (погашен свет, закрыты жалюзи, включены бра или торшер в музыкальном зале или группе), музыка может звучать в записи, в исполнении музыкального руководителя . Этот приём дети очень любят, использование этого приёма благоприятно влияет на усвоение детьми прослушанной музыки, повышает интерес к процессу восприятия музыки.

Перечисленные ранее формы слушательской деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и понимать музыку. А главное, что происходит разностороннее развитие детей.

Заключение

Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов

(Д.Д.Кобалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие образовательные учреждения и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично- развитого, духовно богатого человека.

Список литературы

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981;

Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;

Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982

Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

«Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985;

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкльного воспитания – М.,