В 1939 опубликовал книгу Луганчане (совм. с К.М.Симоновым) – о земляках-шахтерах, участниках Гражданской войны. В 1940 вышел поэтический сборник Матусовского Моя родословная. Склонность Матусовского к злободневной стихотворной публицистике, сюжетной определенности и конкретности, фактически реальному содержанию особенно отчетливо проявилась в военные годы (сборники Фронт, 1942; Когда шумит Ильмень-озеро, 1944; поэмы Володя, 1942; Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине, 1943; Дед, Янис, обе 1944; Снайперская баллада, 1942; Баллада о партизанской расплате, 1943; Седьмая симфония в Москве, 1944, и др.). Подкрепленная влиянием поэзии В.А.Луговского, И.Л.Сельвинского и П.Г.Антокольского, эта тенденция стала определяющей и для сборников Слушая Москву (1948), Улица мира (1951), Все, что мне дорого (1957), Тень человека: Книга стихотворений о Хиросиме... (1968), Суть (1979), поэм Суздальская баллада (ч. 1, 1970; ч. 2–3, 1979), Голоса Равенсбрюка (1979). Достоверным свидетельством современника прочитывается и состоящая из фрагментарных зарисовок-фиксаций непосредственных впечатлений мемуарная книга Матусовского Семейный альбом (1978–1979).
Однако истинное поэтическое призвание Матусовского раскрылось в текстах песен, написанных им для кинофильмов (Верные друзья, Испытание верности, Тишина на муз. И.О.Дунаевского; Щит и меч на муз. В.Е.Баснера, и др.) либо как самостоятельные произведения, многие из которых приобрели всенародную известность, стали своего рода музыкальными символами страны (Подмосковные вечера на муз. В.И.Соловьева-Седого) и широко поются до сего дня (С чего начинается Родина, Баллада солдата, Летите, голуби, летите..., Московские окна, Вернулся я на Родину, Скворцы прилетели, Прощайте, голуби и др.). Искренность лирической интонации, сплав «бытового» и «высокого» лексико-семантических рядов (так, Родина начинается с картинки в букваре, с песни матери, с березки; свидание у подмосковной реки наполняется ощущением общности, единения не только со своей любимой, но и со всей среднерусской природой – сердцевиной России), диалогическая или исповедальная форма, свободное использование свойственных русской народно-поэтической речи повторов и рефренов сообщают песенным текстам Матусовского, тяготеющим к философичности, доходчивость и музыкальность.
Автор сценариев хроникально-документальных фильмов Рабиндранат Тагор (1961) и Мелодии Дунаевского (1964).
Умер Матусовский в Москве 16 июля 1990.
Текст к произведению написан Матусовским именно для песни, поэтому никаких несовпадений трактовок образов между поэтом и композитором нет. Поэт применил интересный ход, написав четыре куплета, в каждом из которых описывается определенное время года. Тем самым он еще ярче подчеркнул красоту нашей столицы.
Хороша столица
Наша в летние деньки
Веет утренней прохладой
От Москвы реки,
А когда приходит вечер,
В дымке голубой,
Звуки музыки из парка
Нам слышны с тобой.
Припев:
Тобою родина горда
И ты любовь всего народа,
Ты всё прекрасней год от года!
Расти всегда!
Цвети всегда!
Столица мира и труда!
Хороша столица наша
В тихий листопад.
По утрам звенят у школы
Голоса ребят.
Все дорожки в нашем парке
Замела листва
И совсем как золотая
В эти дни Москва
Припев.
Хороша столица наша
снежною зимой.
Освещенный зимним солнцем,
Путь лежит прямой.
Словно в сказке серебрится
И блестит земля.
Дремлют ёлочки седые
У стены кремля.
Припев.
Хороша столица наша
Раннею весной,
Освеженная весёлой
Первою грозой.
И встаёт Москва родная,
Далеко видна,
Вся в сиянье и цветенье,
Как сама весна.
Припев.
Жанровые особенности произведения
Жанр произведения — массовая песня.
Это хоровая или сольная песня, рассчитанная на массовое распространение. В широком смысле слова массовая песня была известна давно. Однако массовая песня как явление социально-политическое зародилось в эпоху Великой французской революции (“Марсельеза”). К этому жанру следует отнести многие международные и русские революционные песни XIX—XX вв. (“Интернационал, “Красное знамя”, “Варшавянка”, “Смело, товарищи, в ногу” и др.), а также пролетарские и антифашистские песни, созданные в 20—30-е гг. нашего столетия. Подлинно массовыми были многие красноармейские и партизанские песни времен гражданской войны и комсомольские песни 20-х гг. (“Наш паровоз”, “Молодая гвардия” и др.). В 30—50-е гг. жанр массовой песни занял ведущее место в советском профессиональном песенном творчестве. Лучшие образцы советской массовой песни отличают мелодическая яркость, злободневность содержания, простота и четкость формы (куплетное строение, чаще всего с рефреном-припевом). Выдающиеся образцы такого рода песен созданы Д. Д. Шостаковичем, И. О. Дунаевским, А. В. Александровым, Л. К. Книппером, А. Г. Новиковым, В. Г. Захаровым, братьями Покрасс, В. П. Соловьевым-Седым, В. И. Мурадели, А. И. Островским, М. И. Блантером, С. С. Туликовым, А. Н. Пахмутовой, М. Г. Фрадкиным и др. Вместе с тем массовая песня (особенно в советский период) была явлением в какой-то степени “однодневным”: и ее музыкальное воплощение, и — в особенности — стихотворное содержание воплощали злободневную ситуацию и отражали массовую психологию именно того исторического момента, в который они были созданы: это был своеобразный музыкально-поэтический плакат. Поэтому сегодня массовая песня 30—50-х гг. воспринимается порой (особенно молодым поколением) как явление, принадлежащее навсегда ушедшей эпохе.
В наши дни массовой песни в прежнем ее смысле практически не существует. Она слилась с так наз. “массовым искусством”, т. е. искусством, доступным и широко “потребляемым” массовой (в основном — молодежной) аудиторией.
Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано в куплетной форме. Музыкальное развитие происходит за счет пунктирного ритма, триольных делений и октавных ходов в аккомпанементе, стоккато в хоровых партиях отклонений в другие тональности (A-dur). Характер марша передается короткими длительностями через паузы. Произведение начинается с партии аккомпанемента на фортиссимо. Хор вступает на пиано, но в характере ощущается радость, напористость. Вторая часть куплета более мелодичная, в чем помогает триольный аккомпанемент. Форте начинается на последней строчке куплета, и звук постепенно нарастает к припеву, в котором происходит кульминация всего произведения.
Вокально-хоровые особенности.
Произведение написано для массовых, детских, самодеятельных хоров. Но в нем присутствуют некоторые сложности, такие как контрастность частей, стоккато в партиях. Это удобное по теситуре произведение на два голоса. Диапазон всего произведения от до первой октавы до фа# второй. Сопрано и альты звучат в основном в терции, реже — в квинты и кварты, встречается унисон партий. Альтерация и звучание хора и аккомпанемента в секунду затрудняет интонационное выстраивание.
Заключение.
«Хороша столица наша» предназначено в основном для массового исполнения. Оно хорошо ложится на слух, легкое теситурно и в целом. Я бы рекомендовала разучивать его в самодеятельных или детских хорах. Следует учесть, что в произведении есть и сложные моменты, которые под силу не всем самодеятельным хорам.