Смекни!
smekni.com

Принципы уголовного процесса (стр. 4 из 7)

3.6 Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

В соответствии со ст.2 и ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавая при этом условия для их реализации и механизмы их защиты. В этом заключается основное содержание принципа охраны прав и свобод личности, действующего не только в уголовном судопроизводстве, но и в других сферах общественной деятельности[35].

Содержание указанного принципа составляет ряд положений, закрепленных в ст.11 УПК РФ.

Первое заключается в том, что государственный орган или должностное лицо, осуществляющее уголовное судопроизводство (суд, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель), обязано разъяснить всем иным участникам уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и т. п.) их права и обязанности, а также обеспечивать возможность реализации этих прав. Следует иметь в виду, что правовой статус большинства участников уголовного судопроизводства меняется в зависимости от стадий процесса, разъяснение их прав и обязанностей осуществляется на каждой стадии[36].

Второе положение предусматривает, что при наличии достаточных данных о том, что участникам уголовного судопроизводства, а также их родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают, в пределах своей компетенции, в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные законом.

И, наконец, третье положение данного принципа предусматривает, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом (гл. 18 УПК)[37].

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина тесно связан с другими принципами уголовного судопроизводства такими как уважение чести и достоинства личности (ст.9 УПК), неприкосновенность личности (ст.10 УПК), неприкосновенность жилища (ст.12 УПК), тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.13 УПК), презумпция невиновности (ст.14), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст.16 УПК), язык судопроизводства (ст.18).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ)[38].

3.7 Неприкосновенность жилища

Содержание данного принципа вытекает из закрепленного в ст.25 Конституции РФ императива о неприкосновенности жилища, а также из положений ст.12 Всеобщей декларации прав человека, ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с этими актами и нормами комментируемой статьи никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судебного решения, а также в случаях и в порядке, предусмотренных действующим УПК РФ[39].

Этот принцип обеспечивает право на неприкосновенность частной жизни, уважение личной и семейной тайны, уважение чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве, поскольку именно эти права ограничиваются в наибольшей степени в случае производства процессуальных действий, связанных с проникновением в жилище[40].

Действие этого принципа в уголовном судопроизводстве проявляется в том, что:

·во-первых, закон устанавливает конкретные основания для проведения осмотра жилища, обыска и выемки в жилище (эти действия осуществляются исключительно для обнаружения следов преступления и выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, - ст.176, 182, 183 УПК);

·во-вторых, закон, как правило, разрешает производство указанных следственных действий на основании судебного решения (ст.12, 29, ч.5 ст.177, 182, 183 УПК);

·в-третьих, закон детально регламентирует порядок производства этих следственных действий и фиксации их результатов (ст.164, 177, 180, 182, 183 УПК).

Некоторым исключением из данного принципа являются указанные в законе случаи осуществления указанных следственных действий без судебного решения (ч.5 ст.165 УПК). В частности, эти действия могут быть произведены по постановлению следователя или дознавателя и без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства. В этих ситуациях судья и прокурор уведомляются о производстве действий в течение 24 часов, еще в течение 24 часов судья проверяет законность и обоснованность их производства, о чем выносит соответствующее постановление. Признание судьей незаконности производства какого-либо следственного действия вызывает признание доказательств, полученных в ходе этого следственного действия, недопустимыми.

Следует отметить, что за незаконное проникновение в жилище предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной (ст.139 УК РФ)[41].

3.8 Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусмотрено Конституцией РФ (ст.23). Положения, гарантирующие данное право, закреплены также в некоторых международных актах. В частности, п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что «каждый человек имеет право на уважение… его корреспонденции».

Ограничение этого права допускается исключительно на основании судебного решения (ст.13, 29, 185, 186 УПК).

В соответствии с данным принципом для проведения таких следственных действий, как обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемки в учреждениях связи, а также контроль и запись телефонных и иных переговоров, должностное лицо, осуществляющее уголовное судопроизводство, должно получить соответствующее судебное решение (ч.2 ст.13 УПК).

Действующее уголовно – процессуальное законодательство предусматривает исключение из данного правила. Когда производство указанных следственных действий не терпит отлагательства, они могут быть проведены на основании постановления следователя без получения судебного решения (ч.5 ст.165 УПК). В данном случае следователь обязан в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомить об этом судью и прокурора.

Следует отметить, что принцип обеспечения права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не перестает действовать с момента ограничения этого права на основании судебного решения в указанных выше случаях. Закон обеспечивает сохранение в тайне полученных сведений на протяжении всего производства по уголовному делу. В ходе досудебного производства данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь в том случае, если это не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, разглашение же данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства допускается только с их согласия (ч.3 ст.161 УПК).

В ходе судебного производства переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются исключительно в закрытом судебном заседании (ч.4 ст.241 УПК)[42].

3.9 Презумпция невиновности

Принцип презумпции невиновности (от лат. praesumptio предположение) закреплен в ст. 49 Конституции, ч. 1 которой гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Презумпция невиновности является общепризнанной гарантией прав человека и закреплена во многих междyнародно-правовых актах, например, в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В УПК РФ этот принцип закреплен в ст. 14, однако этим его законодательная регламентация не исчерпывается. Многие положения как общей, так и особенной частей УПК РФ обусловлены действием именно этого принципа и представляют собой различные формы его проявления в уголовном судопроизводстве(например, ч.5 ст.348, ч.4 ст.302 УПК РФ и др.).

Презумпция невиновности действует не только в отношении обвиняемого, но также в отношении подозреваемого и любого иного лица.

Назначение презумпции невиновности состоит в процессуальном сдерживании субъектов уголовного судопроизводства, ведущих производство по делу, а также любых иных лиц в отношении обвиняемого (подозреваемого), что обеспечивает всестороннее и полное исследование обстоятельств дела, исключает обвинительный уклон, защищает права лица, привлеченного к уголовной ответственности.

Содержание презумпции невиновности состоит в том, что в силу прямого предписания Конституции РФ и уголовно-процессуального закона лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, считается невиновным, вплоть до определенного законом момента, независимо от убеждения лиц, ведущих производство по делу[43]. Презумпция невиновности выражает не личное мнение того или иного лица, ведущего производство по уголовному делу, а объективное правовое положение. Тем самым обвиняемого невиновным считает закон, т.е. государство, общество считают гражданина добросовестным, добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено в предусмотренном законом порядке компетентной судебной властью.