Заслуженный артист РФ; Заслуженный деятель искусств РФ; профессор РАМ им.Гнесиных и МГИМ им.А.Г.Шнитке; кандидат философских наук, Юрий Воронцов
Саксофон был изобретен бельгийским мастером Адольфом Саксом в 1840 году и в настоящее время является одним из самых ярких духовых инструментов. Он обладает красивым звуком, тембром. На саксофоне можно играть произведения любой сложности - от спокойных мелодичных напевов до самых виртуозных произведений как в классической, так и в джазовой музыке.
Группа саксофонов от сопрано до баса в сочетаниях друг с другом создаёт фантастическое ансамблевое звучание.
За 167 лет своего существования саксофон прошел сложный путь развития и занял свое законное место на концертных площадках. Французский композитор Гектор Берлиоз первым ввёл саксофон в состав симфонического оркестра, предсказав ему большое будущее. Он сделал удивительно точный прогноз, сказав о том, что игре на саксофоне скоро будут обучать в консерваториях. Сегодня это самый популярный и востребованный духовой инструмент.
Серьезную заявку на подготовку профессионалов - исполнителей и преподавателей по классу саксофона - в семидесятые годы прошлого (ХХ-ого) столетия сделал МГПИ им. Гнесиных (сегодня Российская академия музыки), открыв класс классического саксофона. Это стало возможным благодаря усилиям профессоров музыкально-педагогического института им. Гнесиных - народных артистов России И.Ф.Пушечникова, И.П.Мозговенко и М.К.Шапошниковой. В дальнейшем класс классического саксофона открылся во многих музыкальных учебных заведениях страны.
В настоящее время накопилось много вопросов и проблем, связанных с подготовкой и обучением студентов по классу классического саксофона. Сразу хочу отметить, что это мое личное (субъективное) мнение.
В РАМ им. Гнесиных обучают игре на саксофоне на классическом отделении и джазовом (можно его называть и эстрадно-джазовое).
Первое противоречие: на джазовом отделении студентов одновременно обучают джазовой и классической музыке, на классическом отделении обучают только классической, напрочь отрицая джазовую музыку. Однако на практике, тем более в условиях конкуренции на музыкальном рынке, без знания джазовой музыки и умения ее исполнять у музыканта-саксофониста возникают большие проблемы с трудоустройством. Например, классическое отделение по классу саксофона РАМ им. Гнесиных закончило большое количество выпускников, которые стали дипломированными специалистами, а где они? Педагогов в музыкальных школах не хватает по всей России. Во многих учебных заведениях саксофон преподают кларнетисты, фаготисты и даже трубачи, но только не саксофонисты. Сольных концертов саксофонистов-классиков нет, есть эпизодические выступления некоторых музыкантов.
По окончании учебного заведения наиболее удачно (комфортно) устраиваются только те, кто параллельно с классической музыкой в учебном заведении изучал джазовую. Вот пример: два замечательных музыканта - Константин Горшков и Иван Волков - окончили РАМ им. Гнесиных, один по классическому саксофону у М.К.Шапошниковой, другой по кларнету у И.П.Мозговенко, и работают в лучшем джазовом оркестре России имени Олега
Лундстрема. А другие, не "знающие" эстрадно-джазовой музыки, даже после окончания аспирантуры остаются без работы, и в лучшем случае трудятся в музыкальной школе, а в худшем - меняют профессию в целом.
Общеизвестно, что для работы в музыкальной школе совсем не обязательно заканчивать аспирантуру. Аспирантура в идеале нужна преподавателям, работающим в ВУЗах и там преподающим класс саксофона.
О школах игры на саксофоне. В нашей практике наиболее распространены две школы игры на саксофоне - французская и американская. У французов фантастическая технология, но звук "французского" саксофона напоминает то звук гобоя, то фагота, а вибрация с частой амплитудой колебания вызывает сомнения.
Американская школа обучения игре на саксофоне ничуть не хуже французской. И, на мой субъективный взгляд, для саксофонистов России она более востребована, поскольку в целом звучание саксофона у американцев лучше. Плюс к этому еще и то, что все американские джазовые саксофонисты играют классическую музыку и играют ее хорошо.
Об импровизации. Некоторые полагают, что изучение джазовой музыки сводится к освоению импровизации. Импровизация - это особое искусство и природный дар исполнителя одновременно. Умение импровизировать дано не всем, но учиться и в какой-то степени научиться можно. Главное в обучении игре на саксофоне - быть хорошим джазовым оркестровым музыкантом, владеющим джазовой техникой игры на инструменте и стилями джазовой музыки.
О "семействе" саксофонов. На классических отделениях обучают только на альт саксофонах, иногда играют на сопрано.
А как же быть с тенористами и баритонистами? А как создавать ансамбли, и какого они будут качества, если студент берет тенор или баритон эпизодически? Некоторые педагоги объясняют трудности в решении этого вопроса, ссылаясь на нехватку нотной литературы для тенора и баритона. Уверяю Вас, что нотной литературы для этих инструментов не меньше, чем для альт саксофона. И еще. При выборе того или иного вида саксофона нельзя не учитывать природные физические данные студента-саксофониста, его физиологические данные, в частности, особенности его губного аппарата. И конечно, в этом вопросе главное - желание музыканта играть на теноре или, например, баритоне.
В заключение хочется сказать, что саксофон завоевал своё законное место на эстраде вместе с другими духовыми инструментами. И в первую очередь хочется пожелать музыкантам, обучающимся на классическом отделении, начать заниматься джазовой музыкой. Недопустимо, чтобы музыкант обошёл стороной такой интересный и большой раздел музыкальной культуры. Без знания джазовой музыки музыкант становится как бы неполноценным - ведь саксофон, эстрада и джаз являются звеньями одной цепи.
Классическая и джазовая музыка - это грани одного бриллианта.
Сегодня саксофон - один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного. Потому что звучит саксофон.