Аналогичные нормы существуют и применительно к другим нереабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела.
Специфика правоотношений по охране прав личности в уголовном судопроизводстве заключается в том, что государственные органы и должностные лица, ведущие производство по делу, обязаны создавать все условия для реализации прав и свобод личности, разъяснять участникам процесса их права и обязанности и обеспечивать возможность их использования.
Однако фактическое осуществление гражданами своих прав зависит от их личного усмотрения.
В основе принципа неприкосновенности жилища (ст. 12 [9]) лежат положения 25-й статьи Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно[8].Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Ограничение данного права возможно только по судебному решению. Под жилищем в соответствии с п. 10 ст. 5 [9] понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.
Если осмотр жилища может производиться с согласия проживающих в нем лиц и без судебного решения, то обыск и выемка в жилище вне зависимости от воли и желания проживающих в нем лиц производятся на основании решения суда.
Порядок получения судебного решения на проведение данных следственных действий предусмотрен ст. 165 [9].
Осмотр, выемка и обыск являются следственными действиями и производятся не произвольно, а по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 [9]).
Процессуальный порядок производства данных следственных действий выступает в качестве гарантии неприкосновенности жилища.Согласно статье 12 [9], осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением безотлагательных случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 [9].
Обыск и выемка в жили
ще могут производиться тоже только на основании судебного решения, за исключением тех же особых случаев. Эти законоположения возведены в ранг самостоятельного принципа уголовного судопроизводства.Coдержание данной статьи УПК также имеет международно-правовую и конституционную основы.
Согласно статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища.
А статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренных процессуальным законом, или на основании судебного решения».
В развитие данного положения УПК (пункты 4 и 5 статьи 29), устанавливает, что только суд, в том числе в ходе досудебного производства вправе принимать решения о производстве осмотра жилища, при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска и (или) выемки в жилище.
Таким образом, речь идет не о том, что в уголовном судопроизводстве не допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц, а как раз об обратном - о ситуациях, когда такое проникновение допускается в целях правосудия по уголовным делам, и о судебно-правовых гарантиях против произвольного, необоснованного проникновения.
Содержание принципа тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений заключается в том, что производство процессуальных действий, ограничивающих соответствующее право, возможно только по судебному решению.
Согласно части второй статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.
Данное ограничение воспроизводится в части 1 статьи 13 [9], а часть вторая этой же статьи гласит, что по решению суда производятся: обыск и наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления, а также их выемка в учреждениях связи контроль и запись телефонных и иных переговоров, что и возводится в ранг принципов уголовного судопроизводства.
Процессуальный порядок получения разрешения суда на проведение следственных действий регламентирован ст. 165 УПК РФ[9].
Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства.
Презумпция-это предположение, признаваемое истинным пока не доказано обратное. Презюмировать-значит добросовестно и убеждено считать определенное положение истинным, пока не доказано обратное, т.е. пока убеждение не опровергнуто.
Будучи регламентированным в ст. 49 Конституции РФ, положение о презумпции невиновности впервые появилось в отраслевом уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 14 [9]).
Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.
Содержание принципа презумпции невиновности складывается из двух компонентов, в совокупности составляющих необходимое условие, при наличии которого лицо может быть признано виновным в совершении преступления.
Первый, (ст. 13 [9]), определяет правила доказывания виновности лица в совершении преступления и заключается в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке.
Данное положение означает, что виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно процессуальной деятельности путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм, а доказывание виновности лица в совершении преступления должно осуществляться участниками уголовного процесса со стороны обвинения — лицами, осуществляющими уголовное преследование (дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем, потерпевшим и др.).
Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Второе компонент - установление виновности лица в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда.
Поскольку правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется только судом, то признать лицо виновным в совершении преступления может только суд.
Это означает, что обвинительный приговор в отношении конкретного лица должен быть вынесен в судебном заседании надлежащим составом суда с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В содержание принципа презумпции невиновности входит еще целый ряд важнейших положений:
1)обязанность опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения, т. е. обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, он может давать показания или отказаться от этого. Участие в доказывании — право обвиняемого, которым он пользуется по своему усмотрению. Отказ обвиняемого от дачи показаний, предоставления доказательств и др. не может быть истолкован против него, не может повлечь за собой применение принудительных мер в отношении обвиняемого, обвиняемый не может быть принужден к даче показаний;
2)все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, толкуются в пользу обвиняемого. Неустранимыми будут в данном случае считаться только такие сомнения, которые нельзя разрешить, проанализировав все собранные по делу доказательства, а все способы и средства собирания доказательств в соответствии с уголовно-процессуальным законом исчерпаны.
3)при наличии неопровергнутых версий защиты вина подсудимого в совершении преступления не может считаться доказанной;
4)вина лица в совершении преступления должна быть четко установлена, потому что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
5)теория уголовного процесса знает еще одно, пятое правило, вытекающее из презумпции невиновности. Согласно данному правилу, недоказанная виновность юридически равнозначна доказанной невиновности.
Уголовному процессу неизвестна фигура оставшегося под подозрением в юридическом смысле.
Гражданин, виновность которого не доказана, так же как и гражданин, чья невиновность доказана бесспорно, является реабилитированным. Сомнения следователя, прокурора, суда в его виновности-невиновности, а возможно, и субъективная уверенность в его виновности остаются за рамками правоотношений.
Такой гражданин считается жертвой судебной или следственной (или и судебной, и следственной) ошибки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как и любой другой реабилитированный, он вправе рассчитывать на полное восстановление своего доброго имени, прежних прав во всех сферах, имеющих юридическую основу (трудовой, пенсионной), а также воинского, специального и иного звания, которых был лишен в связи с привлечением к уголовной ответственности, на возвращение наград и вообще всего изъятого по уголовному делу, на возмещение имущественного и компенсацию морального вреда.