Презумпция невиновности является одним из демократических принципов уголовного процесса, на котором строится доказывание по уголовному делу, принятие судебных и следственных решений, словом все производство по уголовному делу и речь идет действительно о «чистокровном» принципе уголовного судопроизводства, хотя и он не является продуктом развития самого уголовного процесса, его внутренней закономерностью.
Он возник как общественно-политическая идея незадолго до Великой французской революции и пришел в уголовный процесс из политики. Первоначально она формулировалась в качестве требования, закрепленного в ст. 9 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года: «Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения его личности должна быть строго караема законом».
С того момента презумпция невиновности прочно внедрилась в практику общественных отношений, завоевав признание в качестве высшего нравственного достижения человеческой цивилизации.
В подлинно демократическом правовом государстве она является краеугольным камнем уголовной юстиции, символизирующим уважительное отношение к человеческой личности как высшей социальной ценности.
Важнейшим принципом нового уголовно-процессуального законодательства в соответствии с идеями судебно-правовой реформы становится принцип состязательности сторон при производстве по уголовным делам ([9]).
В основе данного принципа лежат положения, предусмотренные ч.3 ст. 123 Конституции РФ, о том, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Но если до настоящего времени принцип состязательности в уголовном судопроизводстве в полной мере действовал лишь при разбирательстве дела в суде, а на предварительном расследовании присутствовали лишь отдельные элементы состязательности, то новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ провозглашает принцип состязательности применительно ко всему уголовному судопроизводству.
Основу принципа состязательности в уголовном судопроизводстве составляет разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела.
Законодатель исходит из того, что одни и те же участники уголовного судопроизводства не могут выполнять различные функции при производстве по уголовному делу.
Под уголовно-процессуальными функциями понимают совокупность реализуемых участниками уголовного судопроизводства прав и обязанностей, обусловленных их назначением, целью участия в деле, ролью и определяющих направление деятельности этих субъектов уголовного процесса.
Состязательность сторон предполагает равноправие сторон защиты и обвинения перед судом.
Функцию разрешения дела по смыслу статьи 21 [9] осуществляет суд.
Функцию защиты осуществляют подозреваемый, обвиняемый, их защитники и законные представители.
Функцию обвинения в соответствии со ст. 21 [9],осуществляют дознаватель, следователь, прокурор и частный обвинитель. Однако, органы расследования наряду с функцией уголовного преследования осуществляют и функцию защиты, добывая оправдательные доказательства, и функцию разрешения уголовного дела, прекращая его по реабилитирующим основаниям, что равнозначно постановлению оправдательного приговора.
Равноправие предполагает предоставление сторонам в деле равных процессуальных прав и возможностей для отстаивания своих интересов, обоснования своих утверждений и требований.
Равноправие означает также, что ни одна из сторон не может иметь перед судом преимуществ в доказывании, заявлении и удовлетворении ходатайств, никакие доводы сторон не могут иметь заранее установленной силы и т. д.
Итак, содержание принципа состязательности в уголовном судопроизводстве составляют:
· полное разделение уголовно-процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела между различными участниками уголовного судопроизводства;
· повышение роли суда в уголовном процессе, освобождение его от обвинительного уклона, возвышение суда над сторонами защиты и обвинения;
· равенство сторон обвинения и защиты перед судом; распространение действия принципа состязательности на все стадии уголовного судопроизводства.
Предусмотренное Конституцией РФ (ст. 48) право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления, на защиту отражается в уголовно-процессуальном законодательстве в виде принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 [9]).
Право на защиту это совокупность предоставленных подозреваемому и обвиняемому процессуальных прав, которые предоставляют им возможность опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления, отстаивать свою непричастность, добиваться смягчения ответственности. Право на защиту складывается из:
Во-первых, наделения подозреваемого и обвиняемого процессуальными правами, которые разъясняются им судом, прокурором, следователем и дознавателем (право знать, в чем лицо подо
зревается или обвиняется; защищаться любыми средствами и способами, не противоречащими закону; пользоваться услугами защитника с момента и в порядке, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом РФ, и т.д.);Во вторых, реальной возможности пользоваться помощью защитника (в том числе и бесплатно), а в случаях, предусмотренных законом, также законного представителя, которые, в свою очередь, наделены процессуальными правами и обязанностями, обеспечивающими достижение целей их участия в уголовном
судопроизводстве. Участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого и обвиняемого обеспечивается должностными лицами, ответственными за производство по делу;
В-третьих, обязанности суда, прокурора, следователя и дознавателя обеспечивать подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться всеми не запрещенными уголовно-процессуальным законом способами и средствами.
Предусмотренный ст. 17 УПК РФ принцип свободной оценки доказательств заключается в том, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность, которая заключается в установлении относимости доказательств, допустимости и достоверности каждого из них; оценка же всей совокупности доказательств заключается в разрешении вопроса об их достаточности для разрешения уголовного дела. Совокупность доказательств представляет собой все собранные по делу доказательства (как со стороны защиты, так и со стороны обвинения).
Оценка доказательств в той или иной степени осуществляется практически всеми участниками уголовного судопроизводства, но юридическое значение имеет лишь оценка доказательств должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу, в процессе всего производства по уголовному делу, на всех его стадиях. Дознаватель, прокурор, следователь, судья не связаны той оценкой доказательств, которая была дана до этого ими или другими органами.
Исключение составляют правила о преюдиции. Преюдиция означает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда.
Свободная оценка доказательств в уголовном судопроизводстве предполагает, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, отсутствуют правила о преимуществах одних из них перед другими, нормативно не установлены требования о количестве доказательств, необходимых для разрешения дела.
Уголовное судопроизводство в Российской Федерации может осуществляться только на государственном языке Российской Федерации, которым в соответствии со ст. 68 Конституции РФ является русский, или государственных языках республик в составе Российской Федерации.
Провозглашенное Конституцией РФ равенство всех перед законом и судом в отношении лиц, имеющих различную этническую и языковую принадлежность, достигается путем предоставления возможности лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, пользоваться родным или другим языком, которым они владеют, в ходе уголовного судопроизводства.
Данное положение в уголовно-процессуальном законодательстве выражается в наделении участников уголовного судопроизводства, не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется производство по уголовному делу, следующими процессуальными правами:
· делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют;
· бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
· следственные и судебные документы, подлежащие обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного процесса, должны быть переведены на родной язык участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет (ч. 3 ст. 18 [9])
Законодатель исходит из того, что производство по уголовным делам, и прежде всего осуществление правосудия, является специфическим видом государственной деятельности, реализуемым государственными органами, вынесение приговора происходит от имени Российской Федерации, поэтому оно должно осуществляться только на государственном языке: русском как государственном языке Российской Федерации либо государственном языке республик в составе РФ.