Смекни!
smekni.com

Принципы уголовного судопроизводства (стр. 3 из 7)

В содержание принципа презумпции невиновности входит еще целый ряд важнейших положений: 1) обязанность опровержения доводов, проводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения; 2) обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, он может давать показания или отказаться от этого; 3) все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, толкуются в пользу обвиняемого; 4) при наличии неопровергнутых версий защиты вина подсудимого в совершении преступления не может считаться доказанной; 5) вина лица в совершении преступления должна быть четко установлена – обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Принцип презумпции невиновности является основополагающим кредо всякого цивилизованного государства, он записан во всех международных пактах о правах человека.

8. Принцип независимости судей. В ст.120 Конституции РФ записано, что «судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».

Принцип независимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов и регламентирует положение лиц, осуществляющих правосудие.

Значение принципа независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судей в РФ, в том числе и судей, участвующих в уголовном судопроизводстве, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подчинены им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны[9]. В соответствии с принципом независимости судей они подчиняются только закону и действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону определяет также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная инстанция, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность. При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и назначения наказания. Интерпретация закона является исключительной прерогативой суда, разрешающего дело, и эта область деятельности закрыта для постороннего влияния. Иное придало бы решению вышестоящего суда, отражающему толкование уголовного закона, силу нормативного акта.

Кроме того, данный принцип оберегает судей от собственных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматриваемому делу.

В обеспечении данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Законом о статусе судей. К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей и т.д.

ГЛАВА 3. ВИДЫ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА, ВЫДЕЛЕННЫЕ В УПК

1. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Этот принцип впервые появился в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 11 УПК), он является одним из наиболее прогрессивных и демократичных в современной системе принципов уголовного судопроизводства.

Охрана прав и свобод личности состоит из комплекса мер, направленных на создание условий по реализации субъективных прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, восстановление этих прав в случае нарушения и обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких. С одной стороны, деятельность по охране прав и законных интересов личности в уголовном процессе носит превентивный характер, предупреждая права и свободы от посягательств и возможных нарушений, а с другой стороны – выполняет защитную правовосстановительную функцию.

Специфика правоотношений по охране прав личности в уголовном судопроизводстве заключается в том, что государственные органы и должностные лица, ведущие производство по делу, обязаны создавать все условия для реализации прав и свобод личности, разъяснять участникам процесса их права и обязанности и обеспечивать возможность их использования, однако фактическое осуществление гражданами своих прав зависит от их личного усмотрения.

2. Принцип состязательности сторон.

Важнейшим принципом нового уголовно-процессуального законодательства в соответствии с идеями судебно-правовой реформы становится принцип состязательности сторон при производстве по уголовным делам.

Этот принцип закреплен в ст.15 УПК РФ. Основу данного принципа в уголовном судопроизводстве составляют разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела[10]. Законодатель исходит из того, что одни и те же участники уголовного процесса не могут выполнять различные функции при производстве по уголовному делу.

Состязательность сторон предполагает равноправие сторон защиты и обвинения перед судом. Равноправие предполагает предоставление сторонам в деле равных процессуальных прав и возможностей для отстаивания своих интересов, обоснования своих утверждений и требований. Равноправие означает также, что ни одна из сторон не может иметь перед судом преимуществ в доказывании, заявлении и удовлетворении ходатайств, никакие доводы сторон не могут иметь заранее установленной силы.

Состязательное начало определяет лицо всего судебного процесса, весь его строй, придает приговору силу особой убедительности, повышает его правовую и социальную значимость[11]. Помимо судебного разбирательства, состязательность в известных пределах находит свое выражение в предварительном слушании дела в суде присяжных, в кассационном производстве[12].

Итак, содержание принципа состязательности в уголовном процессе составляют: полное разделение уголовно-процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела между различными участниками уголовного судопроизводства; повышение роли суда в уголовном процессе, освобождение его от обвинительного уклона, возвышение суда над сторонами защиты и обвинения; равенство сторон обвинения и защиты перед судом; распространение действий принципа состязательности на все стадии уголовного судопроизводства.

3. Принцип свободной оценки доказательств. (ст. 17 УПК РФ).

Принцип заключается в том, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность, которая заключается в установлении относимости, допустимости и достоверности каждого из доказательств, оценка же всей совокупности доказательств заключается в разрешении вопроса об их достаточности для разрешения уголовного дела[13]. Совокупность доказательств представляет собой все собранные по делу доказательства, как со стороны защиты, так и со стороны обвинения.

Оценка доказательств в той или иной степени осуществляется практически всеми участниками уголовного судопроизводства, но юридическое значение имеет лишь оценка доказательств должностными лицами, ответственными за производство по уголовному делу.

Оценка доказательств осуществляется в процессе всего производства по уголовному делу, на всех стадиях. Дознаватель, прокурор, следователь, судья не связаны той оценкой доказательств, которая была дана до этого ими или другими органами. Исключение составляют правила о преюдиции. Преюдиция означает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда.

Таким образом, принцип свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве предполагает, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, отсутствуют правила о преимуществах одних доказательств над другими, нормативно не установлены требования о количестве доказательств, необходимых для разрешения дела.

4. Язык уголовного судопроизводства. (ст. 18 УПК РФ).

Уголовное судопроизводство в Российской Федерации может осуществляться только на государственном языке РФ, которым в соответствии со ст.68 Конституции РФ является русский, или на государственных языках республик, входящих в состав РФ.

Впервые в уголовно-процессуальном законодательстве узаконено фактически существующее правило о том, что производство по уголовным делам в военных судах ведётся на русском языке (ст.18 УПК РФ).

Провозглашенное Конституцией РФ равенство всех перед законом и судом в отношении лиц, имеющих различную этническую и языковую принадлежность, достигается предоставлением возможности лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, пользоваться родным или другим языком, которым они владеют в ходе уголовного судопроизводства. Данное положение в уголовно-процессуальном законодательстве выражается в наделении участников уголовного процесса, не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется производство по уголовному делу, следующими процессуальными правилами: