Музыкальная культура Древней Палестины.
Каранькова Ю.Н.
В 11 – 6 вв. до н.э. территорию Палестины населяли древние евреи (израильтяне и иудеи). Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах. В первой части иудейского (ветхозаветного) канона – Торе - воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии с музыкой, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся хоровым пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Соломона (10 в. до н. э.), в которых участвовали 126 священнослужителей с трубами.
В первом тысячелетии до н.э. сформировалась книга Псалмов (антология культовых гимнов, авторство которых приписывалось царю Давиду). Общее число псалмов – около 150. Христианство заимствовало еврейскую Библию вместе с книгой псалмов в греческом переводе (греческое название сборника псалмов «Псалтерион», русское – «Псалтырь»). Первоначально псалмы предназначались для торжественных религиозных представлений, сопровождаемых инструментальной музыкой и хоровым пением. Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. Псалмы исполнялись особым образом – распевной речитацией, откуда развился принцип псалмодии – разновидности церковного пения. В древнейшем – респонсориальном - типе псалмодии сольное интонирование стихов чередовалось с хоровым ответом, выполнявшим функцию рефрена. Антифонная псалмодия - пение псалма поочерёдно двумя хорами. Псалмодия in directum - исполнение псалма одним хором.
В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого ).
В древнееврейской культуре большую роль играли песнопения типа хороводных, обрядовых свадебных и др. песен. Исполнение народных мелодий сопровождалось хлопками, танцами; такт отбивался ударными инструментами.
Для древнееврейской музыки в целом типично одноголосие (вокального происхождения). Для записи и чтения текстов пользовались знаками, указывающими лишь направление движения мелодии. Первоначально была распространена пентатоника, в дальнейшем - диатонические лады, близкие древнегреческим.
В применении музыкальных инструментов отражалась социальная структура общества: в народном быту - духовые тростниковые, для касты жрецов - трубы (рога), храмовых музыкантов - лиры. Регламентации инструментальных ансамблей посвящён раздел в трактате "Мишна" (древнейшая часть Талмуда).
Сложился музыкальный инструментарий, в состав которого входили киннор (лира), нэвэл (арфа), хацоцра (серебряная труба), шофар (бараний рог, легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель).
***
Подводя итоги всему изложенному выше, можно сделать вывод о внутреннем родстве музыкальных культур различных древневосточных цивилизаций (Египет, Китай, Индия, Палестина). Специфика музыкальной культуры стран Древнего Востока может быть обозначена следующими параметрами:
синкретизм, т.е. неразрывная связь музыки с поэзией, а часто и с танцем;
космологическая концепция музыки (связь музыки с Космосом);
господство вокального типа экспрессии как наиболее естественного способа коммуникации с Универсумом;
приоритет монодии (одноголосия);
богатый музыкальный инструментарий.
Преемственными нитями связаны достижения музыкальной культуры древневосточных цивилизаций с музыкальным искусством Античности. Подобно древневосточному, античное искусство было синкретичным. Широко распространённые в странах Древнего Востока драмы с музыкой мифологического характера (например, мистерии Осириса в Древнем Египте) явились зачатками античной музыкальной драмы. В древнегреческой музыкальной эстетике также присутствует космологическое понимание музыки и мысль о её этико-психологическом воздействии на человека.