Смекни!
smekni.com

Антонин Дворжак (стр. 2 из 2)

Материальное положение семьи Дворжака в это время оставляло желать лучшего. Появились дети, их надо было кормить. И Дворжак, несмотря на мнительность, решился послать рукопись Третьей симфонии в Вену, в комитет по присуждению стипендий молодым композиторам. Жюри, состоявшее из композитора И. Брамса, Э.Ганслика и Я.Гербека, присвоило Дворжаку стипендию Министерства культуры и образования в размере 500 золотых, причем Дворжак получал ее в течение пяти лет, в результате чего смог целиком сосредоточиться на композиторском творчестве.

Ни слава, ни успех не изменили его. Он был по-прежнему строг к себе и тщательно отбирал все написанное. Например, решился опубликовать только шестой квартет. И если в 1874 и 1875 годах появились две новые симфонии, то исполнить он позволил лишь третью часть Четвертой симфонии, а полностью оркестр под управлением автора сыграл ее лишь в 1892 году. Пятая симфония была представлена вообще спустя 12 лет после написания.

Начиная с осени 1875 года Дворжака преследовали несчастья. Умерла новорожденная дочь Йозефа, через два года скончалась годовалая дочь Ружена, а еще через несколько месяцев погиб от несчастного случая сын Оттокар. Все это отразилось на музыке Дворжака. В эти годы она проникнута скорбными мотивами. Фортепианное трио, большое хоровое произведение «Stabat Mater», Концерт для фортепиано с оркестром всецело отражают переживания композитора...

Один из основоположников чешской музыкальной классики, А. Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. К началу 1880-х годов Дворжак был автором уже шести симфоний, из которых он счел возможным обнародовать лишь последнюю. Поэтому она и стала известной под номером 1. В 1884 году композитор купил обширный участок земли в деревне Высокая, построил там небольшой дом, в котором проводил с семьей все летние месяцы. Дворжак увлекся сюжетом о Лжедмитрии, который захватил российский престол. Композитор работал над оперой, мечтая увидеть ее на сцене Национального театра. По его расчетам, должно было получиться что-то вроде продолжения «Бориса Годунова» Мусоргского, однако трагическое событие перечеркнуло планы Дворжака: Национальный театр, возводившийся 19 лет, сгорел всего через два месяца после открытия. Но чешский народ не пал духом: снова был начат сбор средств, и уже спустя два года в Праге появилось возрожденное здание Национального театра, которое открылось 20 ноября 1883 года.

В 1884 году Дворжака пригласили в Лондон выступить в качестве дирижера собственных сочинений. В Англии его приняли весьма тепло, он был впечатлен овацией, которую ему устроили музыканты во время первой репетиции. На концертах исполнялись «Stabat Mater» и «Гуситская увертюра».

В начале 1888 года в Прагу приехал П. Чайковский, в первый. же вечер он присутствовал в Национальном театре на представлении оперы «Отелло». К нему в ложу зашел Дворжак. Познакомившись, они подружились, несмотря на известную замкнутость Дворжака. Музыка чешского композитора произвела на Чайковского большое впечатление. Именно по инициативе Чайковского дирекция Русского музыкального общества позже, в 1890 году, прислала Дворжаку приглашение приехать с концертами в Россию. Москва и Петербург принимали чешского композитора весьма благожелательно.

В 1891 году Кембриджский университет присвоил Дворжаку степень почетного доктора музыки. Летом Дворжак снова был в Лондоне, на этот раз на церемонии присуждения ему докторской степени. Позже он вспоминал, что ему было очень неловко оттого, что все на этой церемонии говорили на латыни, а он не мог понять ни слова.

Все это время он продолжал сочинять, и поздние его симфонии — Пятая, Шестая, Седьмая, Восьмая — поднимают чешскую музыку до высот классической.

Когда открылась вакансия профессора и директора Нью-Йоркской консерватории, выбор пал на Антонина Дворжака. Основательница консерватории Жанетт Тербер желала, чтобы ее детище возглавил человек с большим практическим опытом и европейской известностью. Предложение было материально очень выгодным, и Дворжак принял его, подписав контракт на два года.

В 1892—1895 годах он работал в Нью-Йорке, выступал с концертами, путешествовал по стране. Американские впечатления Дворжак отразил в симфонии «Из Нового Света» и других произведениях, в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер, некоторые интонации и особенности негритянской и индейской музыки. При этом Дворжак утверждал, что ни одна из его мелодий не является цитатой из фольклора.

В 1890 году Дворжак стал членом Чешской академии наук и искусств. С 1891 года он — профессор композиции Пражской консерватории, а в 1901-м возглавил ее как директор. Это назначение явилось знаком несомненного уважения к его заслугам. Но на этом посту Дворжак пробыл недолго. 25 марта 1904 года во время премьеры оперы «Армида» он почувствовал себя так плохо, что вынужден был уехать из театра. 1 мая 1904 года Дворжак скончался от кровоизлияния в мозг.