Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии в различных видах судопроизводства. В каждой из них правосудие осуществляется в формах, соответствующих характеру и назначению решаемых задач. Причем в хозяйственном судопроизводстве задачи нередко отличаются от задач, стоящих перед другими судами.
Этот принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебного акта допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия. «Для обеспечения устойчивого мира в правовой сфере, утвердившегося после периода сомнений в ценности права, особенно важны решения органов правосудия, рассчитанные на стабильность. Юридическая, сила судебных решений выступает при этом как соответствующий конституции элемент правовой государственности»1.
В ХПК этот принцип изложен в качестве основного организационного правила: «Правосудие в хозяйственном судопроизводстве осуществляется только хозяйственным судом. Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назначенными в установленном законодательством Республики Беларусь порядке» (ст. 5).
Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назначенными в установленном законодательством порядке. Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этого суда, а также судей Высшего Хозяйственного Суда, как уже указывалось, назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Другие судьи хозяйственных судов назначаются непосредственно Президентом Республики Беларусь (п. 8, 9 и 10 ст. 84 Конституции).
Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде (ст. 6 ХПК). Этот общий принцип осуществления правосудия предусмотрен Конституцией Республики Беларусь (ст. 113).
В хозяйственных судах Республики Беларусь дела рассматриваются только профессиональными судьями. Участие народных или присяжных заседателей в осуществлении правосудия по экономическим спорам ХПК не предусматривает. Вместе с тем используется сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении дел.
Дела в первой инстанции, как правило, рассматриваются судьями единолично. При этом судья действует от имени хозяйственного суда, а решение выносит от имени Республики Беларусь. Учитывая ходатайство лиц, участвующих в деле, сложность споров и иные заслуживающие внимания обстоятельства, председатель хозяйственного суда или его заместитель вправе принять решение о рассмотрении дела судом первой инстанции в коллегиальном составе.
Единолично председателем хозяйственного суда области и приравненного к нему суда рассматриваются также некоторые дела в надзорной инстанции.Только коллегиально рассматриваются дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда (коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, Президиуме и Пленуме Высшего Хозяйственного Суда). При коллегиальном рассмотрении дел в состав суда должно входить трое или иное нечетное количество судей (ст. 18,183, 201 ХПК). Например, в состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда входит 9 судей, а в состав Пленума - 27 судей.
При рассмотрении дел хозяйственным судом в коллегиальном составе все вопросы разрешаются судьями большинством голосов. От голосования никто из судей не вправе воздержаться. Судья, имеющий иную точку зрения, чем большинство, обязан подписать судебное постановление и изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу. Особое мнение судьи не оглашается, и с ним не знакомят лиц, участвующих в деле. Оно может быть учтено при пересмотре судебного постановления.
Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Независимость суда должна сводиться к совокупности двух основных элементов: институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной власти.
Основной идеей концепции институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Верховенство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения судов или иным образом вторгающиеся в судебную функцию.
Функциональная независимость суда означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение спора, в том числе и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.
При осуществлении правосудия судьи хозяйственного суда независимы и подчиняются закону. Независимость является не личной привилегией судьи как гражданина, а особенностью его должности, статуса. Такой статус предоставляется судье в интересах народа, общества, государства, от имени которого судья осуществляет правосудие.
Подлинная независимость судей при осуществлении правосудия может быть обеспечена лишь при строгом соблюдении ими требований материального и процессуального законодательства. Судья должен осуществлять разбирательство дел беспристрастно и выносить судебные акты в соответствии со своей оценкой фактических обстоятельств и своим толкованием применяемых актов законодательства. Судья не имеет права делать публичные заявления по рассматриваемому делу, предоставлять кому бы то ни было сведения о таком деле, за исключением руководителей своего суда и вышестоящих судов. Связанность судьи только законом позволяет ему быть независимым, не давая в то же время возможности перерасти этой независимости в произвол.
Данный принцип означает, что судьи хозяйственных судов при осуществлении правосудия, т.е. при исполнении своих судейских обязанностей, независимы, самостоятельны и должны подчиняться в своей деятельности только закону.
Это правило закреплено и в Основных принципах независимости судебных органов, принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности 26 августа - 6 сентября 1985 г. в Милане и одобренных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН № 40/32 от 29 ноября 1985 г. и № 40/146 от 13 декабря 1985 г. В них указывается,
что судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основании фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам. Отмечено также, что судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам1.Требование о независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия адресовано в первую очередь к самим судьям. Они должны быть самостоятельны при принятии решения и не поддаваться какому-либо влиянию со стороны. Судья при рассмотрении дела обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению, посторонним командам, указаниям, рекомендациям и целесообразности. Принцип независимости судей и подчинения их только закону обязателен для всех без исключения на всех стадиях хозяйственного процесса.
Одновременно это требование распространяется на государственные и иные органы, организации, должностных лиц и граждан, которые могут оказать влияние на судью. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Действительное подчинение только закону возможно лишь в условиях подлинной независимости судей, обеспеченной системой экономических, политических и правовых гарантий, когда правосудие осуществляется в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей.