С. В. Одереева
Известно, что богослужебное церковное пение во все времена было важной областью приложения сил выдающихся русских музыкантов. Но эпоха рубежа XIX–XX веков стала настоящим «ренессансом» в сфере русской богослужебной музыки. Хоровые сочинения, созданные в этот период, относятся к новому направлению в отечественном церковном искусстве.
Среди московских композиторов, принадлежащих к этому направлению, можно выделить С. В. Рахманинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, В. С. Калинникова, М. М. Ипполитова-Иванова и др. Авторские богослужебные сочинения этих композиторов отличает духовая глубина и возвышенная красота звучания, воплощённые с большим композиторским мастерством.
Значительное место среди московских духовных композиторов нового направления занимает Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956). Уникальность Гречанинова-композитора состояла в том, что, будучи москвичом и воспитанником московской консерватории, он не удовлетворился этим, и ещё три года, в Петербурге занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова, впитав все лучшее, что к этому времени накопила петербургская композиторская школа.
В числе сочинений А. Т. Гречанинова есть оперы: «Добрыня Никитич», «Сестра Беатриса», «Женитьба»; детские оперы: «Ёлочкин сон», «Теремок», «Кот, петух и лиса»; пять симфоний, симфоническая поэма «К победе», «Элегическая поэма» для фортепиано; музыка к драматическим произведениям: «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Ивана Грозного», «Снегурочка» и др.
Духовная музыка является едва ли не самой значительной частью в творческом наследии композитора. Им было написано четыре Литургии, Всенощное бдение, цикл «Страстная седмица» и многие другие сочинения.
О признании Гречанинова – духовного композитора могут свидетельствовать два факта: необычайная популярность его «Сугубой ектеньи», опубликованной в различных вариантах в нескольких его богослужебных циклах, звучавшей и записанной Ф. И. Шаляпиным в аранжировке с органом, а также известный случай, когда присутствовавший на богослужении император, услышав «Верую» Гречанинова с солистом, назвал его лучшим русским церковным композитором и повелел назначить ему пожизненный пенсион.
Как уже было сказано, соединивший в своем творчестве принципы различных школ, Александр Гречанинов несколько отличается в своих духовных сочинениях от других московских композиторов – при внешней схожести звучания. Он также иногда использует в своих песнопениях древние распевы, но распев («роспев») не является для него незыблемой основой композиции. В одних случаях, Гречанинов использует распев как тему, которая развивается так, как могла бы развиваться любая другая тема, в других случаях берёт лишь интонацию распева.
Так, например, он поступает в своем известнейшем концерте «К Богородице прилежно», в котором лишь в первых тактах слышится и узнаётся обиходная мелодия из чина Молебна. В остальном же, в музыке Гречанинова просматривается московская школа: его сочинения изобилуют септаккордами всех ступеней, задержаниями и многочисленными отклонениями, имеют сочную, многоголосную фактуру, а сочинённые самим композитором темы демонстрируют опору на романсовую мелодику.
Давая общую характеристику творчества А. Т. Гречанинова, хочется обратить внимание на одну деталь. Инструментальные сочинения, количество которых не уступает хоровым, вокальным и оперным опусам композитора, практически все пронизаны вокальным мелосом, а их фактуры часто напоминают переложенные для инструментов хоровые партитуры, как об этом пишут исследователи. Это является ещё одним подтверждением того факта, сколь важное место занимала в творчестве Александра Тихоновича хоровая музыка, важное настолько, что инструментальные сочинения часто оказывались как бы вторичными.
Монументальный хоровой цикл «Страстная седмица» был написан А. Т. Гречаниновым в 1912 году и может быть назван вершиной духовного творчества композитора. Текстовой основой сочинения являются молитвы, исполняемые во время богослужений последней («Страстной») недели Великого Поста, посвящённой страданиям Спасителя на кресте и воспоминанию всех событий, которые этому предшествовали и которые происходили параллельно – от торжественного входа в Иерусалим – до распятия и смерти на кресте. Композитор использовал как сугубо постовые молитвы, включая те, которые звучат лишь раз в году, во время страстных богослужений, так и молитвы Всенощного бдения и Литургии, которые также в это время звучат. Таким образом, в цикле оказалось тринадцать номеров.
1. «Се Жених» (песнопение Великого Понедельника на утрени);
2. «Чертог Твой» (Светилен Великого Понедельника);
3. «Во царствии Твоем» (в постовом варианте, с припевом «помяни нас, Господи»);
4. «Свете Тихий» (из Всенощного бдения);
5. «Да исправится молитва моя» (из Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой только в Великий пост);
6. «Ныне силы небесныя» (вместо Херувимской, на Литургии Преждеосвященных даров);
7. «Вечери Твоея тайныя» (Тропарь на Литургии Великого Четверга);
8. «Разбойника благоразумнаго» (Светилен Великого Пятка);
9. «Тебе одеющагося» (Стихира на Погребение Господне);
10. «Бог Господь и Благообразный Иосиф» (Тропари в Субботу Преблагословенную);
11. «Не рыдай мене, Мати» (Ирмосы Канона Субботы Преблагословенной, песнь девятая);
12. «Елицы во Хиста…» и «Воскресни Боже» (вместо Трисвятаго, и Аллилуарий Субботы Преблагословенной);
13. «Да молчит всяка плоть» (вместо Херувимской на Литургии в Субботу Преблагословенную).
Во всех номерах цикла композитор использует мелодии канонических распевов, но лишь в одной части («Благообразный Иосиф») помечает, что это «обработка».
Тональный план цикла следующий:
№ 1. E dur – cis moll
№ 2. Fis dur – Ais dur (B dur)
№ 3. B dur – g moll
№ 4. es moll – Ges dur
№ 5. E dur – cis moll – D → E dur
№ 6. Des dur – F dur – Des dur
№ 7. E dur
№ 8. cis moll
№ 9. F dur – C dur
№ 10. Es dur – es moll (Es dur)
№ 11. D dur – h moll
№ 12. D dur
№ 13. Des dur – Es dur
«Страстная седмица» написана композитором для большого смешанного хора, а в некоторых номерах – в частности, в 5, 6, 7, 8, 11 и 13 применяется двойной хор.
Первый номер – «Се Жених грядет» – исполняется в Великий Понедельник, а также в Великий Вторник и Великую Среду. Текст песнопения – Тропарь, предваряемый вступительной «Аллилуйей».
Начинается песнопение величественно, мерной «поступью», в динамике forte в плотном аккордовом изложении. Оно имеет вариантно-строфическую форму, состоящую из трёх разделов-строф. Нужно сказать, что в целом хоральная фактура песнопения композитором полифонизирована, есть эпизоды диалогического изложения, а с 15 такта проходящая у тенора тема звучит как cantus firmus. Во всех разделах композиции развиваются одни интонации, третий же, отделённый автором двойной чертой, мыслится как смысловая реприза. Заключение изложено на тоническом органном пункте, а последний аккорд собирает звуки двух функций – тоники и доминанты, не давая окончательного завершения.
Второй номер цикла – «Чертог Твой» – Светилен (экзапостиларий) утрени Великого Понедельника.
Вариантно-строфическая форма этого песнопения тоже имеет три раздела. Фактура хора очень прозрачная, молитвенное настроение создаётся благодаря изложению крупными длительностями moderato. К начинающей хор женской группе присоединяются мужские голоса, между партией басов и сопрано возникает полифонический диалог (неточная имитация в инверсии). Постепенно голоса выстраиваются в хоральную вертикаль, и в такой фактуре изложен второй раздел.
В нём обращает на себя внимание интересный гармонический приём: в низких мужских голосах композитор постоянно использует квинты, как гармоническую опору. Они создают эффект устойчивости, уверенности. Тоника же в гармонии избегается. Таким способом композитор воплощает смысл текста молитвы, в которой слышится одновременно и уверенность и сомнение – уверенность в милости Божьей, в Божественной благодати, и сомнение в собственном достоинстве принять эту благодать:
«Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель Света, и спаси меня» (адаптированное изложение).
Заключительный раздел (третья строфа) начинается полифонически, с имитационным проведением темы. Она проходит у сопрано, затем у тенора, а потом у баса. Альт же является как бы стержнем, на который нанизывается всё голосоведение. Собирание голосов в аккорд подчеркивает и выделяет резюмирующий фрагмент текста, а слово «Светодавче» выделяется динамически.
В основу третьего хора «Во царствии Твоем» лёг текст молитвы, исполняемой на постовых службах – это литургическое «Во царствии» с припевом «Помяни нас, Господи». Этот стих в каждом проведении исполняется солистом. В целом, эта диалогическая фактура напоминает пение с канонархом.
Начинается хор в тональности B dur в аккордовом изложении. Первые три такта звучат на одной тонической гармонии в плотном пятиголосии (альты делятся). Молитвенное состояние отображённое в хоре, достигается медленным темпом (Lento), размеренным движением в 3/2 и динамикой pianissimo. Вторая фраза звучит уже в g moll, фактура уплотняется. В дальнейшем развитии каждый стих этого хора изложен со своим красочным вариантом гармонии, но g moll остается главной тональностью.
Заключительный раздел хора близок начальному изложению и напоминает варьированную репризу. Вся форма композиции складывается в трёхчастную структуру, с неравными по объему частями – середина с вариантным развитием значительно больше крайних частей. В коде звучание высветляется, и заканчивается композиция одноимённым G dur.
Диалогизированная фактура присутствует и в пятом номере цикла – «Да исправится молитва моя», – построенном на чередовании сольных эпизодов и припевов («да исправится»), звучащих tutti у хора.