Признав наследника принявшим наследство, суд должен определить доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В практике судов общей юрисдикции дела по заявлениям граждан о восстановлении срока встречаются довольно часто. Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.
До 1 марта 2002 года[1] действовала ч. 1 ст. 547 ГК РСФСР, допускавшая продление судом срока для принятия наследства, «если он признает причины пропуска срока уважительными».
С 1 марта 2002 года действует норма п. 1 ст. 1155 ГК РФ, таким образом, законодатель указал наиболее распространенные на практике причины пропуска срока для принятия наследства, возложив оценку уважительности иных причин на суд.
В ст. 547 ГК РСФСР соответствующие указания отсутствовали. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. № 6 «О судебной практике по делам о наследовании» [2] разъяснялось, что «продлевая пропущенный по уважительным причинам срок для принятия наследства, принятого другими наследниками или перешедшего к государству, суд должен также разрешать вопрос о признании за истцом права на причитающуюся ему часть имущества» (подп. «д» п. 7).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 1991 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» [3] применительно к случаям, когда «ни один из наследников не принял наследство» и «имущество не перешло в собственность государства», говорилось исключительно о продлении судом срока для принятия наследства и о праве наследника «в любое время обратиться в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство» (п. 4), что означало, по существу, ошибочное признание возможности завершения искового производства вынесением решения о продлении срока на принятие наследства без разрешения вопроса о принадлежности материальных прав.
Позиция о независимости вопроса о восстановлении срока на принятие наследства от наличия наследственного имущества находит свое подтверждение и в тексте действующего закона, предписывающего принятие мер «по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства» (что, действительно, возможно лишь при наличии наследственного имущества) не во всех без исключения случаях рассмотрения вопроса о восстановлении срока на принятие наследства, а лишь «при необходимости» (п. 1 ст. 1155 ГК), допуская, таким образом, решения о восстановлении срока, в которых эти меры могут отсутствовать, а значит, допуская и отсутствие самого имущества в момент рассмотрения спора.
В литературе применительно к ст. 547 ГК РСФСР указывалось, что к числу уважительных причин следует отнести то, что «наследник не знал или не мог знать об открытии наследства (о смерти наследодателя), либо, хотя и знал об открытии наследства, не мог в установленном порядке выразить свою волю (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и др.)», т.е. именно те обстоятельства, которые в соответствии со ст. 205 ГК РФ являются основанием для восстановления срока исковой давности [4].
На первый взгляд, «незнание закона» сродни «неграмотности», однако неграмотность делает лицо социально уязвимым во всех без исключения отношениях, в которое такое лицо вступает, почему закон и признает ее извинительным обстоятельством несовершения этим лицом в установленный срок необходимых для защиты своих прав и интересов действий.
Иное дело - незнание закона. Лицо, не обладающее в достаточной мере необходимыми познаниями в юридической сфере, всегда может обратиться за оказанием содействия в защите своих интересов в соответствующие государственные органы, адвокатуру, нотариат, наконец, в суд.
Что касается неграмотности, то наследник, будучи вполне дееспособным, может оставаться неграмотным всю свою жизнь. Означает ли это, что раз для неграмотных наследников нет возможности установить начало течения шестимесячного пресекательного срока, этот срок к ним вообще не применим и они, следовательно, могут обратиться в суд с иском о восстановлении пропущенного срока на принятие наследства в любое время.
Думаю, что на этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Для решения вопроса о том, подлежит ли рассмотрению иск неграмотного наследника о восстановлении срока на принятие наследства, суд должен исследовать вопрос о том, в какой момент такое неграмотное лицо, действуя добросовестно и разумно, должно было узнать об открытии наследства, и с этого момента отсчитывать шестимесячный пресекательный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 1155 ГК РФ наследники, пропустившие срок для принятия наследства, могут быть включены в свидетельство о праве на наследство без обращения в суд при условии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство. При решении вопроса о включении в свидетельство наследников, пропустивших срок на принятие наследства, не имеет значения, что меньшинство наследников приняло наследство и дает согласие большинству наследников, пропустивших срок. Согласие должно быть заявлено в письменной форме до выдачи свидетельства о праве на наследство.
Если такое письменное согласие дается наследниками не в присутствии нотариуса, их подписи должны быть засвидетельствованы другим нотариусом или должностным лицом, уполномоченным по закону совершать нотариальные действия.
Указанное согласие наследников является основанием для аннулирования нотариусом выданного ранее свидетельства о праве на наследство и для выдачи нового свидетельства.
Если на основании ранее выданного свидетельства о праве на наследство была произведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, входяшее в состав наследства, постановление нотариуса об аннулировании выданного ранее свидетельства и новое свидетельство являются основанием для внесения соответствующих изменении в запись о государственной регистрации.
В рассмотренных случаях наследник, пропустивший срок для принятия наследства и призванный к наследованию, вправе требовать передачи в натуре лишь то из причитающегося ему имущества, ранее принятого другими наследниками или перешедшего к государству, которое сохранилось таковым на дату принятия решения о его призвании к наследованию.
В счет иной части причитающегося ему наследства он вправе требовать от наследников, ранее принявших наследство, возмещения действительной стоимости этого имущества на момент его приобретения этими наследниками.
Кроме того, последние обязаны возвратить или возместить этому наследнику все доходы, которые они извлекли или должны были извлечь из этого имущества с того времени, когда узнали или должны были узнать о наличии оснований для принятия этим наследником наследства. Однако следует учитывать, что данные правила, а также иные положения ст. 1104, 1105, 1107 и 1108 ГК РФ, которые в силу п. 3 ст. 1155 ГК РФ подлежат применению в этом случае, действуют лишь постольку, поскольку письменным соглашением между наследниками не предусмотрено иное.
Положения п. 2 и 3 ст. 1155 ГК РФ не применяются, когда срок пропущен единственным наследником или когда все наследники пропустили этот срок. Также не может быть принято «взаимное согласие наследников на включение их в свидетельство о праве на наследство, если один из двух наследников пропустил установленный законом срок для принятия наследства, но имеет документы, подтверждающие родственные или иные отношения с наследодателем, а второй — своевременно принял наследство, но не имеет возможности представить доказательства о наличии отношений, являющихся основанием для призвания его к наследованию.
В этих случаях указанный срок может быть продлён (восстановлен) только судом, если он признает причины пропуска срока уважительными, а нотариус разъясняет наследникам порядок обращения в суд с заявлением о продлении срока на принятие наследства либо об установлении факта принятия наследства.
4. Фактическое принятие наследства
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя;
получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В данном пункте перечислены лишь отдельные, наиболее распространенные действия, совершение которых свидетельствует о фактическом принятии наследником наследства. Какого-либо исчерпывающего перечня таких действий привести невозможно.
В нотариальной практике доказывание факта своевременности вступления во владение либо пользования имуществом наследодателя производится разнообразными способами. Так, доказательствами фактического принятия наследства в зависимости от конкретной ситуации могут быть:
- справка жилищно-эксплуатационной организации (либо местной администрации или жилищно-строительного кооператива) о том, что наследник проживал совместно с наследодателем на момент его смерти. О фактическом принятии наследства будет свидетельствовать и то обстоятельство, что наследник проживал в наследуемом доме (квартире), хотя бы и сам наследодатель при этом проживал в другом месте;
- справка указанных органов о том, что до истечения шести месяцев со дня открытия наследства наследником было взято какое-либо имущество наследодателя. Количество взятых вещей и их ценность юридического значения при этом не имеют;