Смекни!
smekni.com

Паркер Чарли (стр. 1 из 2)

Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий двор (Yardbird) и Птица (Bird), - американский джазовый саксофонист и композитор.

Паркер получил прозвище "Yardbird" в начале своей карьеры, а его сокращенную форму "Птица" продолжали использовать в течение всей его жизни. Это прозвище сам Паркер обыгрывал в названиия ряда композиций, таких как "Yardbird Suite" (Птичий двор люкс), "Ornithology" (Орнитология), "Bird Gets the Worm" (Птица получает червя) и "Bird of Paradise" (Птица в раю).

Паркер был очень влиятельным солистом в джазе и ведущей фигурой в развитии бибопа - формы джаза, характеризующнйся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизацией. Чарли развивал революционные гармонические идеи, в том числе быструю смену аккордов, новые варианты измененных аккордов и замен аккордов. Его тон варьировался от чистого и проникающего до сладкого и мрачного. Многие записи Паркера демонстрируют виртуозную технику и сложные мелодические линии, иногда сочетая джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе блюзом, латиной и классической музыкой.

Чарли Паркер был иконой субкультуры битников, а затем и превзошёл эти поколения, олицетворяя джазового музыканта, как бескомпромиссный и интеллектуальный художник, а не конферансье.

Биография

Чарльз Паркер-младший (Charles Parker, Jr.) родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас, а вырос в Канзас-Сити, штат Миссури. Он был единственным ребенком в семье Чарльза и Эдди Паркер. Паркер учился в Lincoln High School. Он поступил туда в сентябре 1934 года и выпустился в декабре 1935 года, незадолго до вступления в союз местных музыкантов.

Чарли Паркер начал играть на саксофоне в 11 лет, а в возрасте 14 лет присоединился к школьной группе, используя арендованный у школы инструмент. Его отец, Чарльз, часто отсутствовал, но всё же оказывал некоторые музыкальные влияние на сына, поскольку был пианистом, танцором и певцом. Позже он стал официантом или поваром в поездах. Мать Паркера Эдди работала по ночам в офисе местного отделения Western Union. Его самым большим влиянием в то время был молодой тромбонист, который научил его основам импровизации.

Начало карьеры

В конце 1930-х годов Паркер начал практиковаться весьма усердно. В этот период он освоил импровизацию и разработал некоторые идеи, которые привели к бибопу. В интервью >Полу Дезмонду (Paul Desmond) он сказал, что он провел 3-4 года, практикуясь до 15 часов в день.

Группы во главе с Каунтом Бейси (Count Basie) и Бенни Моутеном (Bennie Moten), несомненно, повлияли на Паркера. Он играл с местными группами в джазовых клубах Канзас-Сити, штат Миссури, где совершенствовал свою технику, с помощью Бастера Смита (Buster Smith), чьи динамические переходы оказали влияние на развивающийся стиль Паркера.

В 1938 году Паркер присоединился к территориальной группе пианиста Джея МакШенна (Jay McShann). Группа гастролировала ночных клубах и других местах на юго-западе, а также в Чикаго и Нью-Йорке. Паркер сделал свою первую профессиональную запись именно с группой МакШенна.

Будучи подростком, Паркер стал поневоле морфиновым наркоманом, находясь в больнице, после автомобильной аварии, а затем пристрастился к героину. Он продолжал употреблять героин на протяжении всей своей жизни, что, в конечном итоге, привело к его смерти.

В 1939 году Паркер переезжает в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру в музыке. Он брался за любую работу. Он работал за девять долларов в неделю посудомойщиком в Chicken Shack, где выступал пианист Арт Тэйтум (Art Tatum).

В 1942 году Паркер оставил группу МакШенна и играл с Эрлом Хайнсом (Earl Hines) в течение одного года. Эта группа включала Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), который позже играл с Паркером дуэтом. К сожалению, этот период практически не задокументирован, в связи с забастовкой 1942-1943 Американской федерации музыкантов, во время которой записи были приостановлены. Паркер присоединился к группе молодых музыкантов, которые играли после закрытия клубов в Гарлеме, таких как Uptown House Кларка Монро и Playhouse Минтона. Эти молодые бунтари включали Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk), гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian) и барабанщика Кенни Кларка (Kenny Clarke). Монк так говорил об этой группе: "Мы хотели, чтобы нашу музыку они не смогли сыграть. Они – это белые бендлидеры, которые узурпировали прибыль от свинга". Группа на 52-й улице, в том числе в Three Deuces и The Onyx. Во время пребывания в Нью-Йорке Чарли учился у своего учителя музыки, Мори Дойча.

Бибоп

Согласно интервью, которое Паркер дал в 1950 году, в одну ночь в 1939-м он играл в "Cherokee" джем-сейшн с гитаристом Уильямом "Бидди" Флитом, Чарли придумал новый метод развития соло, который считается одним из его главных музыкальных инноваций. Он понял, что двенадцать тонов хроматической гаммы можно перевести мелодически на любую клавишу, преодолев некоторые пределы простого джазового соло.

В начале своего развития этот новый тип джаза был отвергнута многими традиционными джазовыми музыкантами, которые презирали своих младших коллег. Бибоперы (beboppers) ответили на вызов этих традиционалистов "заплесневелые фиги". Тем не менее, некоторые музыканты, такие как Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins) и Бенни Гудмен (Benny Goodman) позитивно отзывались о его развитии, и участвовали в джем-сейшнпх и записях нового течения с его приверженцами.

В связи с двухлетним запретом Союзом Музыкантов всех коммерческих записей с 1942 по 1944 год, большая часть раннего развития бибопа осталась неизвестной для потомков. В результате она получила ограниченное воздействие радио. У музыкантов бибопа было трудное время, но они получили широкое признание. До 1945 года, когда запрет на запись был снят, сотрудничество Паркера с Диззи Гиллеспи, Максом Роучем (Max Roach), Бадом Пауэллом (Bud Powell) и другими оказало существенное влияние на джазовый мир. Одно из их первых выступлений в малых группах вместе было обнаружено и опубликовано в 2005 году: концерт в Town Hall в Нью-Йорке 22 июня 1945 года. Bebop вскоре приобрел широкое признание среди музыкантов и поклонников.

26 ноября 1945 года Паркер закончил сессию для лейбла Savoy, которая продается с тех пор как "величайшая джазовая сессия всех времен". Треки, записанные в ходе этой сессии включают "Ko-Ko" и "Now's the Time".

Вскоре после этого группа Паркера / Гиллеспи отправилась для выступления в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе, котрое было неудачных. Большая часть группы вернулась в Нью-Йорк, но Паркер осталсяв Калифорнии, продав обратный билет и купив героин. Он испытывал большие трудности в Калифорнии и, в конце концов, попал в Государственную психиатрическую больницу Camarillo на шесть месяцев.

Наркомания

Хроническая героиновая наркомания Паркера заставляла его пропускать концерты и вскоре он потерял работу. Он часто прибегал к зарабатыванию денег на улицах, получал кредиты от коллег-музыкантов и поклонников, оставлял в залог свой саксофон, а деньги тратил на наркотики. Героин была распространен на джазовой сцене и наркотики можно было легко купить.

Хотя он произвел много блестящих записей в этот период, поведение Чарли Паркера становилась все более неустойчивым. Героин было трудно найти в Калифорнии, куда он переехал, и Паркер начал сильно пить, чтобы компенсировать это. Записи для лэйбла Dial от 29 июля 1946-го свидетельствует о его состоянии. Перед этой сессией Паркер выпил литр виски. При записи Charlie Parker on Dial Volume 1, Паркер пропустил большую часть первых двух тактов своего первого припева на треке "Max Making Wax". Когда он, наконец, пришел в себя, он покачнулся и развернулся в обратную сторону от микрофона. На следующей мелодии, "Lover Man", продюсер Росс Рассел фактически поддерживал Паркера. При записи "Bebop" (последний трек Паркер записал вечером) он начинает сольную импровизацию с твердых первых восьми тактов. На вторых восьми тактах, однако, Паркер начинает бороться, и трубач Говард Макги (Howard McGhee) в отчаянии кричит: "Удар!" на Паркера. Чарльз Мингус (Charles Mingus) считает эту версию "Lover Man" одной величайших записей Паркера, несмотря на его недостатки. Тем не менее, Паркер ненавидел эти записи и никогда не простил Росса Рассела, который выпустил их. Чарли вновь записал мелодию в 1951 году для Verve.

Когда Паркер был выписан из больницы, он был чистым и здоровым, и продолжил делать одни из выступлений и записей в карьере. Он принял ислам. Перед тем как покинуть Калифорнию, Чарли записал "Relaxin' at Camarillo", со ссылкой на своё пребывание в больнице. Он вернулся в Нью-Йорк, снова начал употреблять героин и сделал десятки записей для лэйблов Savoy и Dial, которые остаются одними из самых его ярких моментов. Многие из них были с его так называемым "классическим квинтетом", включая трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis) и барабанщика Макса Роуча.

Чарли Паркер и струнные

Давним желанием Паркер было выступление со струнными. Он был страстным студентом классической музыки, и современники рассказывали, что Чарли был наиболее заинтересован в музыке и нововведениях Игоря Стравинского и хотел участвовать в проекте сродни тому, что позже стало известно как Third Stream (третий поток), новый вид музыки, который объединяет джазовые и классические элементы в отличие от просто включении струнных в исполнении джазовых стандартов.

30 ноября 1949 года, Норман сделал аранжировку для Паркера, чтобы записать альбом баллад со смешанной группой джаза и музыкантов камерного оркестра. Шесть мастеров наэтой сессии составили альбом Чарли Паркер со струнными: "Just Friends", "Everything Happens to Me", "April in Paris", "Summertime", "I Didn't Know What Time It Was" и "If I Should Lose You".

Звук этих записях редко встречается в каталоге Чарли Паркера. Импровизации Паркера, по сравнению с его обычной работой, более очищенные и экономичные. Его тон темнее и мягче, чем на записях с малой группой, и большинство из его соло являются красивыми украшениями оригинальных мелодий, а не гармоничной основой импровизаций. Это одна из немногих записей Паркера, сделанных в ходе краткого периода, когда он был в состоянии контролировать свою зависимость от героина, и его трезвость и ясность ума проявляются в этой игре. Паркер заявил, что запись Bird With Strings, была его любимой. Хотя при использовании классических инструментов в джазовой музыке было не совсем оригинальным, это была первая крупная работа, где композитор согласовал бибоп с струнным оркестром.