Смекни!
smekni.com

Принятие наследства и ответственность по долгам наследодателя как его правовое последствие (стр. 9 из 12)

Именно отсутствие правопреемства в приобретении имущества отказополучателем делает невозможным также и преемство им пассива наследства, т.е. переход на отказополучателя ответственности по долгам наследодателя.

Исходя из анализа норм ГК РФ, регламентирующих ответственность наследников по долгам наследодателя, можно выделить следующие особенности предъявления требований кредиторами наследодателя:

1. Требования могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, в сроки исковой давности, установленные для соответствующих требований, за исключением требований, предусмотренных ст. 208 ГК РФ. Данные требования носят бессрочный характер. Это положение означает, что начало течения исковой давности не обусловлено открытием наследства и подчиняется общим правилам ст. 200 ГК РФ. Так как законодатель не называет такие требования исковыми, то возникает вопрос: а могут ли быть предъявлены требования, которые при жизни наследодателя не получили юридического закрепления (например, был причинен вред имуществу третьего лица, однако пострадавший не обращался за защитой своих нарушенных прав в суд, а сам наследодатель данные требования не признавал)? Представляется, что такого рода требования могут быть свободно предъявлены к наследникам до принятия наследства к наследственному имуществу.

2. Требования могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу до принятия наследства. Исковое заявление подается по месту открытия наследства (ч. 2 ст. 30 ГПК РФ), так как ст. 38 ГПК РФ устанавливает, что сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Статья 131 ГПК РФ также устанавливает, что в исковом заявлении обязательно указывается наименование ответчика, поэтому данные требования рассматриваются как предварительно предъявленный иск к правопреемникам наследодателя. В связи с тем, что личности наследников как ответчиков по делу на момент предъявления требований к наследственному имуществу не определены, суд обязан приостановить рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (статьи 215 и 219 ГПК РФ). Преимущество в предъявлении таких требований заключается в том, что появляется возможность применения обеспечительных мер (наложение ареста на наследственное имущество), препятствующих распоряжению наследственным имуществом.

3. Срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

4. В соответствии со ст. 1284 ГК РФ не допускается обращение взыскания на принадлежащее автору и его наследникам исключительное право на произведение в пределах срока его действия.

5. В соответствии со ст. 1319 ГК РФ не допускается обращение взыскания на принадлежащее исполнителю и его наследникам исключительное право на исполнение в пределах срока его действия.

В случае совпадения в одном лице наследника с кредитором наследник не теряет своих прав в качестве кредитора, но в то же время не освобождается от ответственности по данному обязательству пропорционально причитающейся с наследника сумме долга по обязательству. В этом случае обязательство прекращается в части, равной сумме долга, падающего на наследника, в остальной же части наследник-кредитор сохраняет право требования против остальных должников.

Что касается очередности удовлетворения требований кредиторов, то, проанализировав положения статей 1137, 1139 и 1174 - 1175 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что существует следующая очередность требований кредиторов:

1) возмещаются расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя (пункты 1, 2 ст. 1174 ГК РФ);

2) возмещаются расходы на охрану наследства и управление им (пункты 1, 2 ст. 1174 ГК РФ);

3) возмещаются расходы, связанные с исполнением завещания (п. 2 ст. 1174 ГК РФ);

4) исполняются все иные требования кредиторов;

5) исполняется завещательный отказ и завещательное возложение.

В порядке четвертой очереди подлежат удовлетворению требования различных кредиторов, поэтому вполне логично, что между ними тоже выстраивается очередность. Нормами ГК РФ такая очередность не регламентируется. В данном случае могут применяться нормы ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), согласно которой:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Необходимо дополнить ст. 52 "Правопреемство в исполнительном производстве" Закона, указав в ней свидетельство о праве на наследство как один из основных документов, на основании которого судебный пристав-исполнитель по согласованию с нотариусом был бы вправе производить замену умершей стороны исполнительного производства ее правопреемником. Полагаем, что свидетельство о праве на наследство, выданное в рамках квалифицированной юридической процедуры нотариального производства, является достаточным основанием для вынесения постановления о замене стороны правопреемником. В настоящее время сложилась практика, когда таких правопреемников отправляют в суд за определением о правопреемстве.

При применении ст. 1175 ГК РФ необходимо исходить из широкого понимания термина "долги". Принимая во внимание то, что наследование суть замены в соответствующих правоотношениях наследодателя на его наследников, под долгами следует понимать все обязанности (за исключением указанных в ч. 2 ст. 1112 ГК РФ), которые лежали на наследодателе (ст. 309 ГК РФ), независимо от того, наступил срок их исполнения к моменту открытия наследства или нет.

Правило п. 3 ст. 1175 ГК РФ устанавливает правила исчисления сроков исковой давности. В соответствии с указанной нормой открытие наследства не прерывает, не пресекает и не приостанавливает течения сроков исковой

давности. Сроки продолжают течь в том же порядке, что и до момента открытия наследства, т.е. если срок исковой давности начал течь до момента открытия наследства, требования кредиторов могут быть предъявлены в течение оставшейся части срока давности; по обязательствам наследодателя, срок исполнения которых наступил после открытия наследства, сроки исковой давности текут в общем порядке.

В связи с тем что некоторое время наследство может быть "лежачим", законодателем используется прием юридической фикции - допускается предъявление исков к наследственному имуществу, что отнюдь не делает наследство субъектом права. В частности, ни при каких обстоятельствах наследство не станет ответчиком по делу, не сможет реализовывать процессуальные права и обязанности стороны по делу не только по объективным причинам, но и в связи с тем, что по смыслу п. 3 ст. 1175 ГК РФ процессуально суд имеет возможность только возбудить производство по делу, которое незамедлительно приостанавливается до принятия наследства наследниками. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что наследство не признается участником гражданского (арбитражного) судопроизводства, совершение каких-либо процессуальных действий по возбужденному делу невозможно, функциональное назначение правила о возможности предъявления требований к наследственному имуществу - возможность процессуального возбуждения судопроизводства, с тем чтобы кредитор имел возможность в том числе, но не исключительно, пресечь срок исковой давности, заявить о своем праве требования, ходатайствовать перед судом о применении обеспечительных мер и т.д.

Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ). «Наследник должника при условии принятия им наследства оказывается должником перед кредитором в пределах стоимости наследственного имущества, а поручитель при наличии вышеуказанной оговорки становится ответственным за исполнение новым должником обязательства также в пределах стоимости наследственного имущества».

Соответственно, если наследственного имущества нет либо оно меньше суммы долга, трансформируется само кредитное обязательство, а точнее, его размер.

Пунктом 1 ст. 416 ГК РФ закреплено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Учитывая, что наследник отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества при отсутствии или нехватке этого имущества, кредитное обязательство прекращается невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ). А в силу прекращения основного обязательства по п. 1 ст. 367 ГК РФ прекращается и само поручительство - полностью или в части.

Итак, в случае смерти должника и при наличии наследников и наследственного имущества взыскание кредитной задолженности с поручителя возможно только в пределах стоимости наследственного имущества (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N 5-В08-146). То есть стоимостное выражение наследственной массы определяет размер ответственности поручителя своими личными средствами по долгам наследников, основанным на заемном обязательстве.