Не случайно Пермь – город, бывший в советский период "закрытым", город, в котором вообще практически не бывало жителей других стран, – и особенно хранящиеся в прикамской земле сокровища постоянно вызывают пристальный интерес иностранцев. Американцы хотели выкупить верховья реки Вишеры (а, может быть, других рек – Чусовой, Сылвы или Камы) – якобы для того, чтобы помочь нам очистить их дно и вывести оттуда стволы деревьев, долгое время пролежавших в воде (по этим рекам долгие годы осуществлялся молевой сплав). Эти деревья представляют для них большую ценность как прекрасный материал для деревообрабатывающей промышленности. Правда, на самом деле американцы, естественно, имели совершенно иную цель: добыть затонувшую в годы гражданской войны баржу с царским золотом и алмазами, которые адмирал Колчак (а может быть, Ермак или Степан Разин, также спрятавшие где-то в Прикамье свои клады) перевозил не то из Екатеринбурга в Пермь, не то из Перми в Екатеринбург (место затопления этой баржи стало им известно из найденной в архиве карты, составленной случайно спасшимся белым офицером, эмигрировавшим затем в США).
Не меньший интерес имеют в Прикамье и японцы. Их интересуют шлаковые радиоактивные отвалы, окружающие г. Березники, поскольку они умеют перерабатывать эти шлаки и делать из них множество полезных вещей (а, может быть, просто они хотели построить новый остров – взамен утраченных "северных территорий"?!). Для того, чтобы быстро вывезти эти отвалы, японцы предложили построить прямой тоннель от Березников до Токио… (а на самом деле они, естественно, хотели обмануть нас и использовать эти шлаки для создания собственного ядерного оружия, для выплавки из них ценных металлов или для добывания топлива, нужного их электростанциям и автомобилям, чтобы в дальнейшем ничего не покупать в России и лишить нас своей валюты!..). Но мудрые пермские правители разгадали тайные замыслы американцев и японцев и не поддались на их очередную провокацию ("… Пусть лучше мы сами будем этими шлаками облучаться, но им своего стратегического сырья не отдадим!").
Пермская земля – это один из древнейших центров цивилизации. На территории Верхней Камы, в междуречье Камы и Вишеры (где-то в районе современной Чердыни) в незапамятные времена находилось древнейшее государство Беатрия, являвшееся ровесником древних Вавилона, Персии и Египта и активно торговавшее с ними (что подтверждается найденными во время раскопок монетами из этих стран). Возможно, что и своим происхождением некоторые древние цивилизации обязаны Прикамью. Как считают некоторые специалисты, в древнеиндийском эпосе описывается ландшафт, более похожий на ландшафт Предуралья, чем на пространства полуострова Индостан.
Пермская земля имеет своих культурных героев. Среди них святые Стефан Пермский, Трифон Вятский и Симеон Верхотурский, многочисленные подвижники местной культуры.
Пермская земля – это один из важнейших сакральных центров России и мира. Здесь есть важнейшие для России священные объекты, – например, чудесная Белая гора с расположенным на ней храмом (одним из крупнейших в России!) и монастырем – "Уральским Афоном", в котором должен побывать каждый пермский человек. В центре Перми, в музее Октябрьской революции, хранится мумия человека-рыбы – того самого Фараона, который погнался со своим войском вслед за Моисеем и бежавшими из Египта евреями, пересекавшими "Черемное море". Фараон спасся от смерти в воде только благодаря чудесному превращению из человека в рыбу, но не сумел вновь полностью вернуть себе человеческий облик. Верхнекамские земли посетила Богородица, и в память об ее пребывании в Прикамье сохранилась дорога, по которой она вернулась обратно на небо – так называемая "узкая улоцка", – трещина, прошедшая по скале близ древнего города Ныроба. Согласно преданиям, тому человеку, который вслед за Богородицей сумеет вновь пройти этим путем, будет даровано прощение всех грехов, совершенных им ранее.
Именно в Перми должна возникнуть новая мировая религия – Третий Завет, завет Святого Духа, – религия нового тысячелетия, которая наконец-то позволит достичь органичного синтеза всех ранее существовавших религий. В прикамских деревнях можно встретить старичков-мыслителей, пишущих трактаты о путях спасения России и всего человечества. И только в Перми избранные люди могут слышать голоса добрых гениев русской культуры – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева…
Пермь – место, где объединяются добро и зло, где встречаются "концы" и "начала". В Пермской губернии (включавшей ранее и г. Екатеринбург) погибло все царское семейство, включая Государя Николая II; но здесь же и город первого российского Президента – Б. Ельцина. В Пермской же земле, в ныробской яме, сидел Романов – дядя будущего первого Царя династии; здесь был злодейски убит и последний Романов – Константин, который и царем-то пробыл после отречения своего брата – Государя Николая II – всего один день.
Существуют культуры разного типа. Одни культуры тяготеют к одному Центру – столице (такова, например, культура Франции); другие культуры полицентричны, т. е. имеют несколько культурных центров (такова, например, культура Германии). Для России чаще всего было характерно наличие двух центров. Один из них находился ближе к географической "середине" государства, другой – к его периферии; первый из них выступал как хранитель традиционных национальных культурных ценностей, второй – как источник модернизации культуры, как место стороннего культурного воздействия. Таково было соотношение Киева и Новгорода, затем Новгорода и Москвы (в этой паре уже Новгород выступал как хранитель ценностей Киевской Руси!), потом Москвы и С.-Петербурга (при этом их роли изменялись: в советский период истории городом–хранителем культурных ценностей был Ленинград, а Москва оказалась местом модернизации культурных ценностей). Такая же ситуация могла воспроизводиться и в провинции: в случае с Прикамьем она, например, моделируется в отношениях Перми и старых столиц региона – Соликамска и Чердыни, – Перми и советской "столицы Урала" – Свердловска.
Дело в данном случае не в особом, исключительном положении Перми. Аналогичные мифы могут быть и в иных региональных культурных центрах. Ситуация, при которой "центр" и "периферия" постоянно меняются местами и функциями, и лежит в основе "провинциального мифа". Важнейшая отмеченная нами особенность "культурного самосознания провинции" – постоянное ощущение "границы", "перехода", столкновения времен и культур – делает этот миф чрезвычайно устойчивым и постоянным, воспроизводимым на каждом этапе функционирования национальной культуры.