Представления о врагах в учении Братства достаточно широки. Антихристу способствует, во-первых, государственная власть, в которой белые братья видели апокалиптического Красного дракона [Ю 1993с: 1]. Кравчук и Ельцин вступили в сговор с антихристом и возглавляемой им "жидомасонской ложей" [Ю 1994: 3]; КГБ ворует детей для "психотропных опытов" [Ю 1993с: 8; Ю 1994: 9]. Под видом приватизационных чеков государство предлагает "прелюдию числа зверя", по этой же причине нельзя участвовать в переписи [Поэма 1992b: 91; Учение 1993: 21]. Во-вторых, врагом является Русская православная церковь, служители которой - колдуны. Священники совершают магические действия со Святыми дарами, подмешивают в просфоры "психотропную приправу антихриста", сам патриарх зомбирует людей и кодирует объекты; номера машин некоторых церковных деятелей в сумме дают число 666 [Ю 1993с: 3; Ю 1993b: 6-7]. Наконец, в проповеди Белого Братства звучит тема враждебного окружения: упоминается всемирная жидомасонская ложа; присылаемая с Запада гуманитарная помощь на самом деле оказывается психотропным продуктом [Ю 1993с: 7]. Учение Белого Братства предельно эклектично, оно вобрало в себя практически все эсхатологические мотивы, кроме, пожалуй, связанного с монархией.
Как ни парадоксально, на рубеже ХХ и XXI веков в прицерковной среде также начинает отчетливо прослеживаться негативное восприятие РПЦ, точнее, священства. Упоминая многочисленные предсказания почитаемых святых и блаженных (Серафима Саровского, схимонахини Нилы, блаженной Пелагии и т. д.), что в последние времена священники будут первые грешники, современные "церковные люди" нередко ставят в вину священству, включая высшую иерархию и самого патриарха, смотрение телевизора, отступничество, связь с КГБ и ФСБ, принятие налогового номера и принадлежность к масонству; подчеркивают, что не всякому священнику стоит верить, и что среди батюшек много "подосланных и ряженых" [6,8]. Для наиболее радикальных "церковных людей" как бы уже исполнилось пророчество о "мерзости запустения на месте святом": "Это здесь ложность, обман <…> Они приняли все ИНН. Сейчас церковь уже, она не Троицкая, а номер, компьютером даденный" [2].
Что касается учения Виссариона, в нем практически отсутствует представление о враге и размыты представления об антихристе. Врагом каждый человек является сам для себя и для других, если испытывает отрицательные эмоции, тем самым, заставляя страдать мать-землю. Виссарион относит время пришествия антихриста в недавнее прошлое России, "когда тысячами рушились и грабились русские церкви, а священники расстреливались и закапывались заживо" [Bolotov]. Антихристом может быть любой человек, "восстающий против Бога"; с этой точки зрения, таковым являлся Ленин [Слово 1993: 177, 184]. Среди его последователей толкование Апокалипсиса почти не распространено, а число 666 они интерпретируют как "материальные блага, которые превышают веру и пожирают людей" [5]. Говоря о тупике, в который зашел мир, последователи Виссариона имеют в виду прежде всего экологические проблемы, "духовное обнищание" и "отчуждение" людей друг от друга [ЗО 1995: 1], не приписывая ответственность за эти проблемы потусторонним силам. В той или иной мере свойственное сектантству противостояние властям предержащим, облекаемое в эсхатологическую форму, в учении Виссариона проявляется в представлении о "Царстве Силы", конец которого предсказывается в скором времени, по этой же причине виссарионовцам предписывается отказ от службы в армии. Однако под ним подразумевается не конкретная власть конкретного правительства, а государственная власть вообще. Подобная абстрактность отражает небольшую выраженность образа врага. Вообще, последователи Виссариона в большей степени заняты строительством нового общества, чем размышлениями на тему катастроф.
Следует также отметить, что образы, связанные с представлениями о врагах и бедствиях, во многих случаях основаны не на одном, а на нескольких мотивах. К примеру, утверждение, что западные продукты, на которых стоит знак "копирайт", нельзя покупать, поскольку их "кашерят", а "кашер" значит - колдовство [11], подразумевает 1) страх перед колдовством; 2) страх перед Западом и 3) страх перед врагами-евреями.
В целом, при всей разнородности рассмотренных представлений, мир во время эсхатологических бедствий мир характеризуется следующим образом:
1. попадает в полную зависимость от темных сил;
2. становится опасным для тех, кто в нем живет;
3. все устои рушатся, а порок становится нормой.
Иными словами, перед эсхатологической катастрофой мир представляется "перевернутым", в нем все происходит наоборот, не так, как должно происходить по установленным свыше законам (во главе церкви становится антихрист, избранный народ терпит поношение, женщины управляют мужчинами - последнее часто приписывается Береславским времени антихриста [Береславский 1991b: 51; Береславский 1999: 54]). Это время, когда ад - на земле [Трехипостасный лик 1993: 114], когда потусторонние силы обретают возможность действовать в мире, когда практически стирается грань между ними и людьми (поэтому так часты упоминания об одержимости и колдовстве). Если рассматривать вселенскую катастрофу в контексте "обрядов перехода", можно соотнести ее с лиминальным периодом междуцарствия (которое в некоторых архаических обществах отмечалось "общей распущенностью, временным прекращением общественной жизни" [Тэрнер 1965: 231]. В еще большей степени ее можно соотнести с инициацией, предполагающей перенесение страданий; в этом случае, в положении инициируемого оказывается весь мир. Но страдания оправданы, коль скоро смысл инициации - новое рождение. За периодом хаоса должно следовать новое сотворение мира, но уже совершенного. И носители эсхатологического сознания, как бы отчужденно по отношению к миру они не были настроены, всегда видят за страданиями грядущий новый Иерусалим. Именно этим объясняется кажущаяся парадоксальность следующего высказывания последовательницы Виссариона: "Движение в яму - это еще и рождение нового человека. Когда начинают рушиться идеалы, уничтожается все благое (а все благое от Бога) - то в недрах всего этого рождается новое <…> Новое - это то, что предопределяет вечность души" [5].
Список литературы
Антихрист 1994 - Антихрист в Москве, вып. 2. М., 1994
Антихрист 1997 - Антихрист в Москве, выпуск 7. Цит. по: http://impice.ru/~belo/antihr_7/a7008.htm
Антихрист, ад и мытарства 1991 - Антихрист, ад и мытарства. По пророческому Откровению Матери Божией, данному в России отцу Иоанну. 1984-1991. М.: Богородичный центр, 1991.
Береславский 1991а - Епископ Иоанн (Береславский). Исповедь раненного сердца. М., 1991
Береславский 1991b - Епископ Иоанн (Береславский). Огонь покаянный. М., 1991
Береславский 1991с - Епископ Иоанн (Береславский). Россия расколдованная. М., 1991
Береславский 1992 - Архиепископ Иоанн Береславский. Прощание с еврокультурой. М., 1992
Береславский 1996 - Архиепископ Иоанн (Береславский). Россия, объятая вышней любовью. М., 1996
Береславский 1999 - Архиепископ Иоанн (Береславский). Люциферианские врата. М., 1999
Береславский 2000 - Архиепископ Иоанн (Береславский). Время всероссийского покаяния. М., 2000
Держава 2000 - Держава света. Люберцы, 2000
Державная 1996 - Державная Российская. Послания Божией Матери в России архиепископу Иоанну. М.: Новая Святая Русь, 1996.
ЖВ 1996 - Жизнь вечная, 1996, № 16
Записка 1994 - Записка о ритуальном кодировании. М., 1994
Зачем человеку 2000 - Зачем человеку номерок на шею, карточка на хлеб и печать на лоб? СПб, 2000
ЗО 1996 - Земля Обетованная 1996, № 5 (16).
Катастрофическое сознание 1999 - Катастрофическое сознание в современном мире. М., 1999
Левкиевская 2000 - Левкиевская Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их сакрализации// Мифы и мифология в современной России М., 2000
Мальцев 1996 - Мальцев А.И. Староверы-странники в 18 - начале 19 века. Новосибирск, 1996
ОМ 1995а - Оазис мира, 1995, № 1
ОМ 1995b - Оазис мира, 1995, № 5
ОМ 1995с - Оазис мира, 1995, № 13
ОМ 1995d - Оазис мира, 1995, № 14.
Огненный столп - Огненный столп покаянный. Б.м., б.г.
ОЛ 13 - Опричный листок, № 13
ОЛ 28 - Опричный листок, № 28
Откровения 1991 - Откровения Божией Матери в России.1984-1991 годы. Дароносица печатей. Омск, 1991.
Откровения 1995 - Откровения Божией Матери по всему миру 1830-1993. Пророчества о бедствиях. М., 1995
ПДЗП - Последняя дважды закрытая передача. Аудиозапись последнего выпуска авторской передачи Ж.Бичевской "Живой родник".
Поэма 1992а - Поэма Величальная. Ч. 1. М., 1992
Поэма 1992b - Поэма Величальная. Ч. 2. М., 1992
Православие 1993 - Православие, государство и предантихристова эпоха, Киев, 1993
Православная братчина 1993 - Православная братчина, 1993, № 4
Россия 1995 - Россия перед Вторым пришествием. М., 1995
РВ 1992а - Рыцарь веры, 1992, № 3
РВ 1992b - Рыцарь веры 1992, № 4
РВ 1992с - Рыцарь веры, 1992, № 7
РВ 1992d - Рыцарь веры, 1992, № 8
Слово 1993 - Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего Его Отца Небесного". М., 1993.
Соболева 1997 - Соболева Л.С. Американское сочинение об Антихристе-компьютере в интерпретации уральского старовера // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар 1997. С. 118-130
Тарабукина 1998 - Тарабукина А.В. Эсхатологические рассказы "церковных людей" // Альманах "Канун": Антропология религиозности. СПб, 1998
Трехипостасный Лик 1993 - Трехипостасный Лик Бога Живого или Я есмь Любовь! М., 1993.
Тэрнер 1965 - Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1965
Учение 1993 - Учение Марии Дэви Христос. Наука о Свете и его трансформации. Основные формы. М., 1993.