5. Целенаправленное искажение священных текстов мировых религий с их «подгонкой» под свои догмы.
6. Применение техник контроля сознания для выработки у сектантов «культового менталитета».
7. Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.
8. Меркантильный и политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных государственных и коммерческих структурах.
9. Использование специального словаря и слов непонятных для непосвященных (культовый язык).
Деструктивные организации, соединяющие в себе один или более признаков, классифицированы в книгах «Религиозная среда обитания: оценка угроз и поиск мер защиты», изданной Государственной Думой РФ в 1998 году, «Религиозная экспансия против России», выпущенной общественной организацией «Регионы России» в 1998 году, в справочниках миссионерского отдела РПЦ и других изданиях.
Типичные признаки посягательств деструктивных культов на интересы личности:
– изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;
– утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;
– увлечение религиозной тематикой;
– выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
– настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;
– частое и необъяснимое отсутствие дома;
– путешествие по стране и за границу;
– чрезмерное количество телефонных звонков и писем;
– резкое изменение состава домашней библиотеки;
– изменение режима питания;
– замкнутость в себе или открытая сильная экзальтация ради каких-либо дел;
– значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;
– проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.
Безусловно, некоторые нейтральные симптомы (из вышеперечисленных) характерны также и для любой социальной деятельности, увлечений и всякой религиозности, в том числе и созидательной. Важно своевременно заметить наличие именно религиозных деструктивных признаков, чтобы принять решительные действия. К примеру, «Церковь объединения» Муна подводит своих адептов к уничижительно-пренебрежительному пониманию истории своего народа, к благоговейному отношению к Корее – родине бога Муна, и требует, чтобы ученики (к какой бы этнической группе они ни принадлежали) своим детям перед традиционным давали новое корейское имя. В печати неоднократно появлялась информация о тесных связях Муна с южнокорейскими спецслужбами. Анализ нынешней ситуации позволяет предположить наличие этих связей и по сию пору.
Общие черты ныне действующих в России деструктивных культов, типичные признаки посягательств на основополагающие интересы и права личности классифицированы специалистами – независимыми экспертами на основе анализа разных вероучений и практического поведения и деятельности адептов в соответствии с ними2. Анализ этих и других источников позволяет нам сделать вывод, что влияние религиозного фактора на внутреннюю безопасность России становится все более заметным. Этот фактор теснейшим образом переплетается с этническим и вторгается в политическую и правовую сферу. Сравнительный анализ международных и российских правовых норм показывает, что в России создана достаточно действенная юридическая база для борьбы с деструктивными религиозными организациями. Например, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где в статье 11 заложены критерии обеспечения безопасности в религиозной сфере как на стадии государственной регистрации религиозной организации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации, так и поддержания высокой степени религиозной безопасности впоследствии. В статье 12 ныне действующего закона заложены основания отказа в государственной регистрации религиозной организации в случае, если:
– цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;
– создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
– устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны и другие позиции.
Более того, российское законодательство в ст.14 определяет основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, а именно:
– нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– создание вооруженных формирований;
– пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
– принуждение к разрушению семьи;
– посягательство на личность, права и свободы граждан;
– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
– воспрепятствование получению обязательного образования;
– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
– воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
– побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете ее деятельности или религиозной группы. К примеру, деструктивный культ «Свидетели Иеговы» при объективном подходе, исходя из результатов анализа их деятельности на территории России, опубликованных в официальных и общественных изданиях, однозначно подлежит запрету по изложенным выше основаниям, как грубо и систематически нарушающий права и свободы личности (ст.17 п.3, ст.29 п.5; ст.41 п.1 и п.3; ст.55 п.3 Конституция РФ и другие нормы права).
Как мы полагаем, нынешний расцвет деструктивных культов объясняется некомпетентностью должностных лиц, не учитывающих законодательства собственной страны и не признающих приоритет международных норм (к примеру, документов Европарламента), недальновидностью или коррумпированностью тех чиновников, кто отвечает за обеспечение безопасности личности, общества и государства в религиозной сфере.
Многие специалисты в области государственно-религиозных отношений считают, что государственная политика в религиозной сфере должна стоять на двух столпах: с одной стороны, обеспечивать свободу выбора веры и вероисповедания, с другой, – сохранять, укреплять и развивать духовно-нравственные возможности, единство, культурное достояние, созидательные национальные традиции российского народа. Это необходимо для обеспечения национальной безопасности не только в духовно-нравственной, но и в иных сферах жизнедеятельности общества, ради сохранения духовной и территориальной целостности страны.
Конечно, государство не должно вмешиваться во внутреннюю сокральную обрядовую жизнь религиозных объединений. Но оно обязано осуществлять надежный и действенный контроль за теми, кого оно регистрирует, над соблюдением религиозными объединениями российского законодательства и нравственных устоев в обществе. Верующие, независимо от принципа светскости государства и отделения религиозных объединений от государства, являются его полноправными гражданами, которым законодательно гарантируется осуществление международных и конституционных прав и свобод.
«Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».