Смекни!
smekni.com

О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) (стр. 4 из 4)

Культурная функция церкви играет важную роль в культурном развитии общества, а создаваемые церковью духовные ценности обогащают не только религиозную, но и светскую, общечеловеческую культуру. Вместе с тем, нельзя согласиться с гиперболизацией значения христианской культуры, которая исходит от современных теологов. Так, протестантский богослов П. Тиллих утверждает, что "религия - это субстанция, основание и глубина духовной жизни человека", "она питает культуру и придаст ей смысл, а сама культура есть форма религии" [29]. О. Деа считает, что подлинной культурой является лишь христианская культура, так как религия имеет в культуре фундаментальное значение [6. Р. 113]. Подобные взгляды соответствуют библейской догме "блаженны нищие духом", развитой Тертуллианом, писавшим, что "мирские вещи -творение дьявола. Основание открытиям, изобретениям, искусствам положили злые духи" [30]. Противоположная точка зрения на роль религии в сфере культуры неоднократно приводилась в советской литературе, ложно утверждавшей, что религия - враг культуры, чужеродное тело в искусстве; предпринималась попытка представить ее как некую " антикультуру " |31]. Следует отметить, что параллельное развитие, например, светского и религиозного искусства не было свободно от противоречий, что особенно проявилось в период феодализма, когда все формы общественного сознания и идеологии находились под преобладающим влиянием религии как господствующей идеологии.

Культурная функция православной церкви в основном проявляется в издании массовыми тиражами религиозно-догматической и художественной литературы, имеющей религиозную направленность, а также создании и распространении религиозной музыки. Влияние оказывается и на некоторые круги художественной интеллигенции, качнувшейся от атеизма к религии. Ряд "светских" художественных произведений включает религиозные сюжеты, например, книги Ч. Айтматова ("Плаха"), А. Гончара ("Собор"), А. Нежного ("Мощи") и другие.

Итак, культурная функция церкви имеет положительное и эвристическое значение. Светская и христианская культуры - это две взаимосвязанные и взаимопроникающие части единого культурного феномена современного общества.

"Международная" функция

Наряду с социальными функциями церкви, обращенными к региональному (национальному и т.п.) обществу и верующим, у нее есть и функция, обращенная к внешнему миру, к другим церквам, подразумевающая сотрудничество в решении общецерковных задач. Это - "международная" функция, имеющая две стороны: миротворческую и экуменическую.

Миротворческая деятельность церкви основана на теологии мира, ее истоки обнаруживаются в Библии, содержащей немало призывов к миру между народами. Однако участие христианства в борьбе за мир обусловлено не только религиозными мотивами, но и современными реалиями, требующими кардинального изменения взглядов на мир, которые бы отвечали интересам широких масс, как верующих, так и неверующих. И это одна из важных постмодернистских тенденций нашего времени, свидетельствующая о ирогрессивом "повороте" ряда церквей. Активные действия миролюбивых, в т.ч. и церковных сил, препятствуют использованию церкви в агрессивных целях, способствуют преодолению противоречий между конфессиями в политической сфере, сплочению верующих всех религий для обеспечения прочного мира на Земле.

Церковные объединения участвуют в антивоенной борьбе, понимая, какую опасность для всего человечества несет термоядерная или другая глобальная война. В недавнем прошлом одним из наиболее влиятельных международных центров борьбы за мир являлась Христианская мирная конференция, объединявшая православные и протестантские движения сторонников мира и имевшая резиденцию в Праге. На своих всехристианских конгрессах эта организация приняла ряд важных решений и заявлений, призывала священнослужителей, все прогрессивные силы мира к борьбе против гонки вооружений, за сохранение и упрочение разрядки международной напряженности и недопущение "холодной войны". Эти действия контрастировали с прежней многолетней политикой церквей, которые не сумели предотвратить две мировые войны, способствовать взаимопониманию между странами.

По инициативе Русской православной церкви за последние десятилетия проведены три международные конференции религиозных организаций мира. Цели этих конференций просматриваются в провозглашенных ими девизах: "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами" (1977), "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы" (1982), "За безъядерный мир, за выживание человечества" (1987).

Вместе с тем, далеко не все христианские церкви стоят на платформе борьбы за мир, хотя это преобладающая группа церковных объединений. Существует и немало противников мира, занимающих агрессивные позиции, а также идеологов, скептически настроенных в отношении установления мира. "Идея сохранения мира на Земле, - писал итальянец Свицерро , - новый опиум для народа" [32]. Он, как и французский богослов Ж. Гоффман , отвергает даже возможность сознательного стремления деятелей церкви к миру и объясняет их участие в борьбе за мир как... выполнение заданий государственной власти, навязывающей священнослужителям определенную позицию 133].

Под влиянием агрессивных сил в своих странах ныне многие церковные объединения отказываются от активной борьбы за мир, предпочитают политику нейтралитета, как это ясно обнаружилось во время недавней агрессии НАТО против Югославии. Только православные церкви - Русская, Сербская и другие выступили с резким осуждением бомбовых ударов. Церкви в странах НАТО и Ватикан не возвысили свой голос в защиту мира. И здесь налицо неразрывная связь между политической позицией церкви и политикой государства.

Близка к миротворчеству и экуменическая деятельность церквей, направленная на сближение конфессий мира (особенно христианских) и базирующаяся на общности религиозных и социальных интересов. Экуменизм также опирается на Библию, на новозаветное учение, в котором человечество предстает в виде дерева, "корень его -Христос, ветви - народы" ( Римл . 11. 16-20). Экуменические задачи решаются не только в рамках отдельных церквей, но - особенно - в рамках международных объединений - Христианской Мирной конференции, Конференции европейских церквей, Всемирного Совета церквей и др. Основными задачами ВСЦ является достижение вероисповедного единства всех христиан, обсуждение актуальных вопросов современности, затрагивающих интересы церквей, преодоление существующих разногласий, ослабляющих единство.

Заключение

Анализ важнейших социальных функций церкви свидетельствует о их взаимосвязи и общности достигаемых целей. Это - обретение приоритетной роли церкви в обществе и государстве, христианизация населения, борьба против секуляризации и атеизма. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, создающие почву для сотрудничества церковных и светских организаций, верующих и неверующих в борьбе за повышение жизненного уровня людей, нравственное оздоровление общества в совместной борьбе против явлений, уродующих общественное сознание и поведение людей, препятствующих утверждению общечеловеческой морали. Для реализации такого сотрудничества необходимы взаимное уважение и толерантность, взаимопонимание, которые на сегодняшний день не достигнуты. Но их достижение с помощью церкви будет способствовать как консолидации российского общества, так и повышению авторитета русской православной церкви, упрочению ее социальной позиции.

На наш взгляд, на повестке дня восстановление в России конституционных норм государственно-церковных отношений на основе отделения церкви от государства и школы от церкви, свободы совести не только для верующих, но и для инакомыслящих, восстановление законодательных прав атеизма. И, наконец, необходимы разносторонние фундаментальные и научно-прикладные социологические исследования социальной роли религии, социальных функций не только РПЦ, но и других российских конфессий, с учетом того, что каждая из них имеет специфику, обусловленную собственной социальной доктриной.

Список литературы

Вебер M . Протестантская этика и дух капитализма. М., 1964. С. 603.

Вебер М. Хозяйство и общество. М., 1959.

Осип/та Е. Социология Эмиля Дюркгейма. М.. 1977. С. 217.

Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. Вып . 2. СПб ., 1914. С. 32.

Berber P. Facing up to Modernity. N. Y., 1977. R 148. 85

Dea О . The Sociology of Religion. Prentice Mall. 19(i6.

ЛенинК.И. IICC . T . 17. C . 415.

ЯОлокон И. II . Социология религии. М, 1979; Угринонич Д.М. введение в религиоведспие . М.. 1985; Основы рслигиоведеиия / Под ред. Яблокова И. II . М., 2000.

Звезда. 2000. № 2. С. 77. К). Международная жизнь. 1993. № 3. С'. 14. I I . Czujktmski L.. Junkwski W., Kuheiulo ./. Sohor wielkich nail/. iei . Warszawa, 1963. S. 27.

MoltiminnJ . Ideologic dcr Hoffnung . Koln , 1985. S. 235.

Met:.I.It . Jenseils Biirgerlichcr Religion " Reden iiber die Zukunft des Christentums . Munched, 1980. S. 21.

Osservalore Roinano . Roma . 2000. № 9.

Русь православная // Советская Россия, 1998. 3 декабря.

Православие или смерть. Альманах. М., 1997. № 3. С. 128.

Журнал Московской патриархии. 1973. JVv I I . С . 27.

Высшее образование России. 1995. № 8. С. 34.

Известия. 1998. 10 мая.

Ветхий Завет. Псалом 118.24.

Олово жизни. Новый Завет в современном переводе Данио . 1992. С. 213.

Miipeniii . ih П.С. Избранные атеистические произведения. М., 1958. С. 128.

Плеханон Г.В. Избранные философские произведения в 3 т. М.. 1957. Т. 3. С. 362.

Фрейд 3 Лекции но введению в психоанализ. М.-Пстр .. 1922. С. 177.

История философии в 5 т. Т. 2. М.. 1941. С. 18.

Вернадский В Письма к II .Е. Вернадской. М.. 1938.

Журнал Московской патриархии. 1982. № 10. С . 34.

"Herder Corresponden /". Freiburg , 1981, №2.

Tillidi P. The Protestant lira. N. Y., 1966. P. 57-58.

Тертуллшш . Творения. Киев. 1912. Т . I I . С '. 192.

Духовна культура и религия. Ки1в, 1972.

Swizern J. Ja chiesa doro ( jiovanni . Milano , 1963.

Huffman ./. Hglises du silence. Paris, 1967. I'. 15.