Коняев Н. М.
Память преподобного Геннадия — 8 января.
Память преподобного Никифора — 9 февраля.
Как часто в духовном пространстве икон, как и перед очами Божьими, рядом стоят подвижники, которые в земной жизни и не встречались друг с другом…
Таковы и святые Геннадий и Никифор Важеоозерские.
Рядом стоят они на иконе, рядом стоят и в "Олонецком патерике", составленном архимандритом Никодимом.
Рядом стоят эти святые и в нашей духовной истории…
1.
И Геннадий, и Никифор важеозерские были учениками святого Александра Свирского, оба они, хотя и в разное время, совершали иноческие подвиги на озере Важе, из которого вытекает река Важинка, впадающая в Свирь…
"Блажен тот, кто от юности возлюбил Господа и последовал Ему: взял крест и пошел за Христом!" — начиная рассказ о преподобном Геннадии, пишет архимандрит Никодим.
Геннадий в числе первых учеников пришел к Александру Свирскому, и здесь, на берегу Святого озера, он прошел великую школу смиренномудрия, а когда почувствовал достаточные духовные силы, удалился в затвор. На берегу Важского озера устроил себе пещеру и подвизался одиноким пустынником, подобно своему великому учителю, вплоть до своей кончины 8 января 1516 года.
Вполне вероятно, что в земной жизни преподобный Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Когда он пришел в монастырь Александра Свирского, преподобный Геннадий уже удалился в затвор на Важское озеро...
Скорее всего, никакого личного общения между двумя основателями Задне-Никифоровской пустыни не было, но так ли уж и необходимо личное общение, если есть общение молитвенное?
Причем в случае с Никифором и Геннадием Важеозерскими эта истина как бы обретает некое материальное воплощение...
В самом деле...
Никифор ведь родился и вырос в селе Важины, стоящем на Важинке, что вытекает из Важского озера, на берегу которого и совершал свои молитвенные подвиги Геннадий Важеозерский и, получается, что в детстве и юности Никифор пил эту намоленную преподобным Геннадием воду, омывался ею... И может быть молитвы важского затворника и определили жизненный путь его более молодого соратника.
Будучи еще совсем молодым человеком, Никифор почувствовал призвание к монастырской жизни и в 1510 году, пришел в обитель Живоначальные Троицы. Подобно Геннадию под руководством святого Александра Свирского постигал он науку стяжания Святого Духа.
Житие говорит, что Никифор всегда первым являлся в церковь и последним уходил. Церковные службы, монастырские правила и послушания проходил он с удивительным терпением, смирением и незлобием.
Не довольствуясь постом и бдением, инок изнурял себя тяжелыми веригами — носил их на голом теле. Весили эти вериги более двадцати килограммов.
Видя такие подвиги, братия прославляла Бога, но Никифор всячески избегал похвал и скоро попросил Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам.
Преподобный Александр отговорил своего ученика от этого паломничества и посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преподобному Кириллу, игумену Новоозерскому, побеседовать с ним о монашеской жизни и поучиться монастырскому уставу.
2.
Об этом путешествии преподобного Никифора нужно рассказать подробнее, поскольку в нем в зримой полноте явлена "учительская благодать" святого Александра Свирского…
В те далекие времена на Руси не было почтовой службы и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение.
— Когда придешь к Новоозеру, лодки-то не ищи... — напутствовал Александр Свирский любимого ученика. — Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут.
Преподобный Никифор так и сделал.
Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне Кобыльина Гора, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть.
Скоро его разбудили.
Никифор увидел незнакомого монаха, вылезающего из лодки.
— Благослови меня, святой отец! — попросил преподобный Никифор. — Прости, что уснул...
— Меня благослови! — ответил преподобный Кирилл. — Ведь ты послан духовным братом моим Александром — служителем Пресвятой Троицы.
Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними…
Отблески этого света различаем и мы, четыре с половиной столетия спустя, размышляя о наших великих молитвенниках и праведниках.
Никифор провел в Новоозерском монастыре восемь дней.
Прощаясь с ним, преподобный Кирилл сказал:
— Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению, в нынешнем веке сего не сподобимся, и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты пред Богом.
И только после этого, Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь…
В чем же смысл "урока", преподанного Никифору его великим учителем? Почему он отпустил его в Киев только после путешествия в Новоозерский монастырь, а не прежде того?
Нам кажется, что святой Александр хотел укрепить своего ученика, хотел помочь ему прозреть свое предназначение.
Как бы то ни было, возвратившись из Киева, преподобный Никифор едет в родное село Важины и оттуда уходит на Важское озеро, где уже упокоился в жизнь вечную преподобный Геннадий. Никифор приходит сюда, чтобы продолжить здесь начатое своим великим предшественником молитвенное делание.
Местное предание свидетельствует, что, покидая село, Никифор испил воду у ключа в Усть-Боярском, и стала вода в источнике целебною. Многие болезни излечивала она, и в память об этом чуде была поставлена у источника Никифоро-Геннадиевская часовня.
3.
Не сохранилось сведений, как строился Геннадие-Никифоровский Важеозерский монастырь, известно только, что уже в 1530 году отшельническая пустынька на берегу Важского озера становится процветающей обителью.
Тогда на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, а вокруг выросло десять келий для братии.
Известно, что заботился преподобный Никифор и о том, чтобы возрожденная им обитель преподобного Геннадия не распалась после его кончины. Для этого и хлопотал он, испрашивая для монастыря царскую грамоту на владение землей.
Он так и не увидел долгожданной царской грамоты.
9 февраля 1557 года преподобный Никифор завершил свой земной путь, а грамоту на его имя, в которой указывалось владеть землею вокруг монастыря "на все четыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб", Государь подписал только 9 марта 7065 (1557) года.
Вот и получается, что грамоту эту важеозерскому игумену удалось выхлопотать, только представ рядом со своим предшественником перед Престолом Божьим.
Стоящими рядом, видим мы преподобных и на иконах...
Погребли преподобного Никифора рядом с преподобным Геннадием и святые мощи их и сейчас почивают под спудом в устроенном ими Важеозерском монастыре...
Вместе являются они и к людям, с верою призывающим их.
В списке чудес преподобных — исцеления, избавление от погибели путешествующих.
Вот только один из случаев исцеления…
К крестьянину, которого мучили непрекращающиеся головные боли и который без пользы обращался к разным знахарям, и уже не чаял ниоткуда помощи, явились преподобные Геннадий и Никифор и сказали так:
— Ты человек умный, зачем же ищешь помощи у людей, у которых кроме вреда ничего не получишь? Приходи лучше к нам! У нас лекарство без денег. Отслужи молебен и попей святой воды и станешь здоров.
— Кто вы, святые отцы? — вопросил их больной. — Я вас не знаю!
Преподобные сказали, кто они и откуда. Крестьянин исполнил повеление и стал здоров.
4.
И вот, что поразительно…
Большевики закрывали храмы и монастыри, оскверняли святые мощи, но самих святых запретить не могли…
С детства запомнился мне похожий на сказку рассказ, как осенью, едва только выпадет первый снег, мимо еще не сбросивших багряных уборов деревьев проходят святые Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Иоасаф Машеозерский, Кассиан Соломенский, Ферапонт Вознесенский, старцы Игнатий, Леонид, Федор. Проезжает на своей лошадке, нагруженной кожаными переметными сумами, преподобный Иона Яшеозерский...
— А ты... Ты сама их видела, бабушка?
— Не... Сама не видела, Миколя. Откуль мне было видеть...
— А кто же видел их?
— Дак ведь видели... Были люди... Чай, не теперешние...
Потом, много лет спустя, уже в воспоминаниях очевидцев, в архивных документах доведется мне прочитать продолжение этой чудесной сказки…
Тогда и узнаю я об Исайе (схимонахе Игнатии), возобновившем Задне-Никифоровскую пустынь после петровского разорения…
Исайя долго жил на Афоне, но совершенного смиренномудрия достиг в обители основанной преподобными Геннадием и Никифором…
— Я, да свинья, да третий сатана… — говаривал он. — Свинья по безумству, сатана по гордости — вот товарищи гордых…
Дивное смирение доставляло отцу Исайе духовные даре и видения…
Он поведал однажды, что душа его увидела невещественный свет и в тоже время увидела самое себя как бы составленное из света, а тело мертвым, словно душа уже вышла из этого света…
Тогда и прочитаю о последнем иноке монастыря — блаженном Владимире…
Впрочем, об этом разговор впереди…
5.
История Никифорово-Важеозерской обители тесно связана с именем другого великого русского святого — отца Иоанна Кронштадтского…
В 1885 году в обители произошел пожар. Уцелели лишь каменная Всесвятская церковь, где под спудом почивали мощи основателей, небольшой каменный дом да часовня. Пришлось монастырской братии разбрестись по другим обителям.
Чтобы спасти пустынь, иеромонах Геннадий приступил к сбору пожертвований.
Собрать ему удалось немалую сумму. Только деньгами она составила 9 887 рублей 75 копеек, а материалами и утварью еще 11 126 рублей 78 копеек.