Перевезенцев С. В.
Государственная раздробленность, характерная для русских земель в XII — начале XIII вв., конечно же, вызывала обеспокоенность у современников. Их, беспокоящихся, было не столь много, ибо в сознании людей того времени господствовали все же воззрения удельной эпохи и интересы отдельной земли, отдельного княжества, большинству были дороже и ближе, нежели интересы всей Русской земли.
Уже в XII столетии появляются памятники, в которых поднимается роль одного из княжеств, как нового центра, способного возглавить Русские земли. Одним из наиболее ярких памятников подобного рода стало "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери", написанное в 60-х годах XII в.
Этот памятник примечателен тем, что в нем выражена важнейшая черта древнерусского мышления: претензии на власть обязательно должны иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, религиозного центра. Не случайно в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр как города, так и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.
Вот и сын Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, прозванный позднее Боголюбским, в 1155 году, когда, поссорившись с отцом, уехал из Киева в Ростово-Суздальские земли, взял с собой чудотворную икону, хранившуюся в Вышгородском монастыре. Эта икона, доставленная в Киев из Константинополя около 1131 года, пользовалась особым авторитетом, ибо, по преданию, была написана самим святым евангелистом Лукой.
Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич строит в ее честь Успенский собор, а саму икону окружает особым почитанием. Собору была выделена "десятина" "в торгах и стадах", а также села и слободы "с данями". В летописи особо подчеркнуто, что это был каменный собор, в отличие, видимо, от дубовой церкви, построенной Владимиром Мономахом в Ростове. Именно в Успенском соборе и вокруг иконы постепенно стало складываться своеобразное "летописание" Владимира и Андрея Боголюбского.
Андрей Юрьевич считал эту икону и вообще Божию Матерь покровительницей своего княжества. Икона была украшена князем более чем 30 гривнами золота, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю — чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Именно вокруг Владимирской иконы на Северо-Востоке Руси начинает развиваться и особый культ Пресвятой Богородицы, столь характерный для русского православного сознания.
Вообще, согласно преданию, Пресвятая Богородица оказывала Свое покровительство двум доставшимся ей земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. Особенно стало почитаться чудо, совершенное в 910 г. — Богородица явилась во Влахернском храме Константинополя, простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.
Религиозно-философский смысл этого чудесного явления оказался более чем значительным. С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира. Ведь Богородица рассматривалась как главная Заступница за людей перед Господом, покрывающая своим Покровом все истинное христианство. Через чудотворные иконы или собственными явлениями Богородица показывала людям Свою волю, и Сама решала, кто должен быть под ее защитой.
С принятием христианства культ Божией Матери сразу же утверждается и на Руси. Владимир Святой посвящает Пресвятой Богородице главный храм Киева (известный также как Десятинная церковь), а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливает праздник — первый христианский праздник собственно Русской Церкви (отмечался 11 или 12 мая ежегодно). В числе первых икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получившие позднее прозвание Корсунских. В честь Успения Богородицы был освящен и главный храм Киево-Печерского монастыря — Великая Успенская церковь. Причем, согласно преданию, Богородица сама явилась греческим зодчим, построившим позднее этот храм, со словами: "Хочу церковь воздвигнуть себе на Руси, в Киеве".
Скорее всего, "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери" было создано при непосредственном участии Андрея Боголюбского, ведь свидетелем более половины чудес, записанных в "Сказании", был сам князь. Следовательно, Андрей Боголюбский видел в иконе державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси.
В то же время, чудотворная икона изначально выступает в "Сказании" и как общерусская, и даже, как общехристианская святыня. Об этом говорится уже в самом начале "Сказания": "...Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет". А общерусская святость чудотворной иконы подчеркивается теми фактами чудес, которые совершаются с жителями иных городов.
Интересно, что, согласно "Сказанию", инициатива перенесения иконы на Север исходит даже не от Андрея Юрьевича, а от самой Божией Матери — еще до решения князя уехать из Вышгорода, икона уже три раза чудесным образом сходила с места. И сам князь не просто уносит икону с собой, а смиренно просит Богородицу быть заступницей и посетить "новопросвещенных людей", которых князь полностью отдает под власть Богородицы — "да будут все в Твоей воле".
По мере продвижения в Ростово-Суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждается в правоте своего выбора, доказательством чего служат многочисленные чудеса, совершенные иконой. Позднее появится свидетельство, которого нет в древнейшем варианте "Сказания" — о явлении Божией Матери Андрею Боголюбскому, которая повелела ему именно Владимир сделать столицей.
Следовательно, уже в ранней редакции текста "Сказания" в еще неразработанной форме присутствует новое понимание значения Богородицы для Руси — Сама Пресвятая Божия Матерь, по воле Божией, устанавливает над Русью Свое особое покровительство. Таким образом, в "Сказание" впервые нашла выражение очень важная для всякого русского человека идея — Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под благодатный Покров Пресвятой Божией Матери и становится Третьим, наряду с Иверий и Афоном, Домом Богородицы на Земле.
И знаменательно, что, по преданию, именно Андрей Боголюбский установил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который стал отмечаться ежегодно 1 (14) октября. Вскоре праздник Покрова Богородицы вошел в круг Двунадесятых праздников Русской Православной Церкви, более того, он отмечался и отмечается как один из главных православных праздников только на Руси.
Андрей Боголюбский вообще придавал огромное значение утверждению почитания Божией Матери во Владимирской земле. Кроме Успенского собора он строит храмы Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова Богородицы на Нерли. И Богородица являла все новые знаки Своего покровительства. Так, именно новым чудом от иконы Владимирской Божией Матери современники объяснили победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году (описание этого чуда не вошло в раннюю редакцию "Сказания").
Но пока это особое покровительство Богородицы "Сказание" связывало только с Владимирской Русью. Иначе говоря, даже почитая икону Владимирской Божией Матери, как общерусскую святыню, "Сказание" подчеркивает, что только Владимир может претендовать на роль нового общерусского религиозно-политического центра. А сам князь Андрей Юрьевич Боголюбский за свои труды во славу православной веры был позднее канонизирован. День памяти: 4 (17) июля.
В XII в. Пресвятая Божия Матерь явила еще один пример Своего заступничества. В 1170 г. случилось еще одно чудо, но теперь уже в Новгороде. Задумал суздальский князь завоевать Великий Новгород и послал к нему множество войска. В Лаврентьевской летописи рассказывается, что еще за три года до этого в Новгороде плакали три иконы Божией Матери, предвещая будущую беду. И вот ночью, перед штурмом, новгородский архиепископ Иоанн (в схиме Илия) услышал голос, который повелел ему вознести на стену икону Божией Матери из Спасской церкви. "И увидешь спасение городу", — сказал голос.
На следующий день Иоанн вынес икону и поставил ее на городской стене. Одна из стрел попала в икону, тогда икона обратилась Своим ликом к городу и из очей Божией Матери полились слезы. "О чудо! — воскликнул Иоанн. — Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам Знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Суздальцы, увидев это чудо, смешались и были побеждены новгородцами.
Позднее эту икону стали называть чудотворной Новгородской иконой Божией Матери "Знамение". На этой иконе представлено поясное изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и с образом благословляющего Младенца Христа на груди. На Руси такой тип изображения Божией Матери получил именование "Зна'мение" — чудо, знак милости Божий.