Перевезенцев С. В.
Знаменательно, что именно в XVI столетии в полную силу на Руси разворачивается почитание Пресвятой Божией Матери, а Сама Богородица все более являла Свой Благодатный Покров над Россией. Так, одно из крупнейших событий XVI века — Казанская победа — случилась именно в день праздника Покрова Божией Матери, и храм в Москве в честь этой победы был посвящен именно этому празднику — знаменитый Покровский собор на Красной площади.
Но чаще всего Свою Благодать Богородица являла через Свои иконы. Прежде всего, новые чудеса в XV–XVI вв. явила Владимирская Икона Божией Матери. Одно из них связано со спасением Руси от ордынского ига. В июне 1480 г. татарский хан Ахмат выступил в “великий поход” против Москвы, чтобы заставить великого московского князя возобновить выплату дани в Орду. Подойдя к реке Оке, Ахмат увидел, что все переправы через нее заняты московскими полками под командованием сына великого князя Ивана Ивановича Молодого и воеводы, князя Данилы Дмитриевича Холмского. Татарское войско двинулось к реке Угре, левому притоку Оки, надеясь там переправиться в московские земли. Однако русские полки успели перебраться к Угре, в район Калуги.
И русские войска успешно отразили несколько попыток татар форсировать реку, умело применяя пушки и ручное огнестрельное оружие. 26 октября ударили морозы, и Угра покрылась льдом. Со дня на день ожидалось решительное наступление татар.
В Москве православный народ молился перед Владимирской иконой Божией Матери. И неожиданно, 9 октября татары поднялись и стали отходить в степь. 11 ноября 1480 г. ушел и Ахмат. Летописец записал: “Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались”. Вскоре, не успев возвратиться в Орду, Ахмат был убит. С ордынским игом на Руси было покончено навсегда.
Освобождение Руси от ордынского ига народным сознанием оказалось связано с заступничеством Божией Матери от Своей Владимирской иконы. И недаром был установлен новый праздник в честь Владимирской иконы 23 июня (6 июля), а место стояния на Угре современники назвали “поясом Богородицы”.
И в других случаях икона Владимирской иконы Божией Матери спасала Московскую Русь от вражеских нашествий: ранее, в 1408 г. — от набега эмира Едигея; и позднее, в 1521 г. — от нашествия крымского хана Мухамед-Гирея.
Чуть позже своими чудотворениями прославились и другие иконы. И не случайно, что кроме множества праздников в честь новопрославленных русских чудотворцев, в XVI столетии было установлено несколько праздников в честь святых икон Богородичного цикла и в память о событиях, с этими иконами связанных. И снова Москва тщательно и настойчиво собирала русскую святость. В 1584 году был принят в Москве и стал совершаться по всей России праздник в честь древней новгородской святыни — иконы Божией Матери “Знамение”. Свершилось явление новых чудотворных икон Богоматери — Святогорских на Синичей, или Святой, горе в Псковском крае (1569 г.) и Казанской иконы Божией Матери в городе Казани (1579 г.). В XVI веке явилась миру и еще одна православная святыня — Почаевская икона Божией Матери. Новые праздники установили и в честь главной русской святыни — иконы Владимирской Божией Матери, которая явила свое заступничество Москве во время вражеских нашествий. И, наконец, общерусское почитание приобрели Смоленская, Донская и Тихвинская чудотворные иконы Божией Матери.
Чудотворная икона Божией Матери “Донская” — это двусторонняя икона, с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках на лицевой стороне и "Успением Богородицы" на обороте.
Богородица и Богомладенец Христос изображены в иконографическом типе Умиления — умиленно прильнувшими друг к другу. Царственно прекрасный лик Божией Матери, нежно склоняющийся к кроткому лику младенца Сына, широко открытые глаза, созерцающие свет небесный, видящие людскую скорбь сиюминутной жизни на земле и вечные крестные страдания Своего Сына, влекут к себе и успокаивают душу, обещая сострадание, заступничество и всепрощающую материнскую любовь. Недаром в XVI в. эту икону называли еще "Богородица Милостивая".
Общероссийское почитание Донской иконы Божией Матери связано с реальными историческими событиями. В царствование Ивана IV Васильевича начался очередной этап борьбы с "неверными агарянами" — Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, остатками Золотой Орды. Два похода, совершенные Иваном Васильевичем на Казань не принесли успеха. Подготавливая новый, 1552 г., поход, вспомнили о событиях конца XIV в., когда московский князь Дмитрий Иванович разбил на Куликовом поле воинство Мамая. Для русских людей XVI в. как бы вновь повторялись события давно минувших дней.
Вспомнили и о том, что в Коломне, в Успенском соборе, хранится икона Божией Матери, которая, по преданию, была вместе с Дмитрием Ивановичем на Дону, на Куликовом поле и споспешествовала победе русских войск. Перед решительным походом на Казань, находясь в Коломне, Иван IV пришел в церковь Успения и молился перед иконописным образом.
Успешное взятие Казани привело к тому, что эта икона начинает прославляться как чудотворная и получает наименование икона Божией Матери Донская. Ее переносят из Коломны в Москву в придворный кремлевский собор Благовещения и окружают особым почетом.
На самом деле, как установили исследования последних лет, икона Божией Матери, прозванная Донской, появилась на свет позже 1380 г. и, естественно, не могла быть на Куликовом поле. Скорее всего, она была написана на рубеже XIV–XV вв., по заказу великой княгини Евдокии, супруги покойного князя Дмитрия Ивановича, и его сына, великого князя Василия Дмитриевича. Заказ был совершен для обновления Успенского собора Коломны. По мнению некоторых исследователей (И.Э. Грабарь), автором иконы был Феофан Грек, впрочем, его авторство так и остается предположительным.
Этот Богородичный образ был самой чтимой иконой коломенского храма, перед ним молились великие князья, отправляясь в военные походы и испрашивая небесного покровительства Богоматери. Не случайно в лицевую сторону иконы были вставлены святые мощи.
Стремление московских церковно-политических властей XVI в. превратить Москву в духовно-политический центр не только России, но и всего мира, стал одной из причин того, что икона Божией Матери из Успенского собора Коломны, как уже говорилось, приобрела общероссийское значение.
В одном из летописных рассказов, составленном, вероятно, по инициативе митрополита Макария, эта икона впервые связывается с именем князя Дмитрия Ивановича и даже утверждается, что именно ее брали с собою в поход на Мамая.
В 1563 г., собираясь в Полоцкий поход, Иван Васильевич повелевает совершить с "Донской Богоматерью" крестный ход по Москве, а потом берет ее собой на поле брани. В летописи же появляется рассказ об этом событие, причем впервые икона называется "Донской".
Следующее летописное упоминание об иконе "Богоматерь Донская" содержится в "Повести о житии царя Федора Ивановича" и относится к 1591 г. Во время нашествия полчищ крымского хана Казы-Гирея, царь Федор Иванович молится чудотворному образу, с иконой обходят вокруг городских стен, а затем ставят в церковь-шатер преподобного Сергия Радонежского, уповая, что "тамо Владычица покажет милость Своего заступничества и спасет град наш, яко же и прежде, от нахождения иноплеменных варвар".
А через год, в память о чуде избавления от нашествия Казы-Гирея устраивают монастырь во имя Богородицы (Донской монастырь в Москве) и пишут для него копию-список с чудотворной иконы. Тогда же был установлен праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери — 19 августа (1 сентября по новому стилю).
Особо чтимой святыней икона "Богоматерь Донская" оставалась на протяжение и всего XVII столетия. Каждый раз, когда возникала опасность со стороны "безбожных агарян", к ней обращались как к главной заступнице. Например, с ней связывали победы над крымскими татарами в 1646-1648 гг. В этот же период делается большое число копий с чудотворного образа.
В 1692 г. архимандрит Донского монастыря Антоний написал "Слово известное всем благочестивым христианом", в котором развил легендарные предания об иконе. Здесь впервые появляется сюжет о том, что Донскую икону Божией Матери на Куликово поле принесли донские казаки, которые пришли на помощь "православному воинству" Дмитрия Ивановича. Позднее этот сюжет становится очень популярным и постоянно используется в различных "Словах", "Поучениях" и повестях, посвященных этой иконе.
Обретение чудотворного Казанского образа Божией Матери церковное предание относит к 1579 г. Именно тогда, после пожара, уничтожившего половину Казани, девятилетней девочке Матрене Онучиной явилась во сне пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения. Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрена со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм. А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. До начала XVII в. икона почиталась в основном в Казани и Москве. Интересен тот факт, что позднее, в Смутное время, священник Гермоген станет патриархом Русской Православной Церкви и прославится своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества.
Обpаз Божией Матери, обретенный в Казани в 1579 г., с наиболее благодатной силой впеpвые пpоявил себя в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины, пришедшие с казанским ополчением, вручили князю Д.М. Пожарскому. В 1612 г. икона стала Путеводительницей всего Второго ополчения, двинувшегося из Нижнего Новгорода на освобождение Москвы. Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство три дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражение, была расценена, как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России.