Лепахин В. В.
Икона и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа, Его "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи образа с Первообразом, в иконопочитании и в иконописании.(1) Между тем, учение об иконе бесспорно имеет и пневматологический аспект, о чем ясно говорят Святые Отцы: назовем прежде других свт. Василия Великого и прп. Иоанна Дамаскина. Незримое сопребывание Святого Духа во всяком проявлении или действии Первообраза обусловлено самой нераздельностью Ипостасей Пресвятой Троицы. Свт. Василий Великий пишет: "Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого как только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить свет от образа... При озарении только Духа, собственно и надлежащим образом, видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой Он есть Образ и равнообразная печать".
Что соединяет образ и Первообраз? — Вначале сотворение человека по образу Божию. Затем спасительное нисхождение Первообраза долу — Благовещение, Рождество Христово. Боговоплощение и вочеловечивание — это принятие Невидимым Образом образа видимого, человеческого. По существу, Рождество есть воиконовление Второй Ипостаси, есть иконоявление Христово. Далее следует движение горé — Вознесение Господне. Но верное понимание Вознесения невозможно без учета того обетования, которое дал Господь своим ученикам на Елеонской горе перед восшествием к Отцу, — обетования о ниспослании Святого Духа. Дух превечно и неотлучно присутствует во всех действиях Сына. Не случайно, как отмечает инок Григорий (Круг), "в наиболеее древних изображениях Вознесение и Сошествие Духа Святого связываются в одно". По Вознесении Господнем реальная онтологичная взаимосвязь между Первообразом-Христом и образом-человеком возможна лишь при посредстве и содействии Святого Духа, именно для этого Он посылается вознесшимся к Отцу Сыном. Кроме того, Святой Дух, по учению прп. Иоанна Дамаскина, имеет прямое отношение к Образу: "Подобный и совершенно равный образ Сына — Святой Дух, в одном только отношении имея различие (с Ним): в том, что Он исходит". Обратим внимание на богословие великого защитника икон: Второе Лицо Пресвятой Троицы — нетварный рожденный Образ, Третье Лицо — нетварный исходящий Образ, Святой Дух — единоóбразен с Сыном, и поэтому в онтологическом плане Он есть прямая и обратная связь между образом и Первообразом.
Особо свт. Василий Великий подчеркивает роль Святого Духа в Богопознании. Дух — это свет вéдения. Как без света физического мы не видим какое-либо изображение, так без просвещения Святым Духом мы не способны созерцать Первообраз. Святой Дух возводит к созерцанию Красоты и Славы Первообраза, Он "подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа". Св. Отец оговаривается при этом, что Святой Дух не вне Себя и даже не через Себя, но "в Себе Самом вводит в познание". Подвижник прилагает много сил, чтобы очистить в себе образ Божий и взойти к Первообразу. Это необходимое, но недостаточное условие Богообщения и Богопознания. Прп. Симеон Новый Богослов в одном из "Божественных гимнов" учит: "Когда... станешь совершенным образом (Божиим), то Первообраза еще не увидишь и не уразумеешь, если Он не откроется тебе через Духа Святого, ибо всему научает Дух, в неизреченном свете сияющий".
Невозможно умалить роль Святого Духа и в иконопочитании. Слова свт. Василия Великого о том, что "чествование образа переходит к Первообразу" (Василий 1846:3,300)(2) стали крылатыми в православном богословии, их неоднократно цитирует прп. Иоанн Дамаскин, на них ссылается VII Вселенский Собор. Но как "переходит" или "восходит" чествование, почитание? Ответ здесь очевиден и только один: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу в Духе Святом.
Следует сказать и о благодатном присутствии Святого Духа в самом процессе иконописания, что естественно вытекает из всего сказанного. Если к познанию Первообраза человек возводится Святым Духом, то несомненно только Святой Дух может помочь иконописцу изобразить в линиях и красках Господа Иисуса Христа (Первообраз), Богородицу и святых (чистые образы Божии). Святой Дух является истинным иконописцем в двух смыслах: Он "пишет", восстанавливает человека как духоносную "живую икону"(3), и Он помогает писать иконописцу образá. Л.А.Успенский пишет: "Предание утверждает, что святой евангелист Лука написал икону Богоматери после Пятидесятницы... Даже сами апостолы, непосредственно общавшиеся со Христом и веровавшие в Него, до сошествия на них Святого Духа не имели непосредственного опыта освящения Духом Святым и не могли поэтому передать его ни словом, ни образом".
В течение многих столетий иконописцы, даже самые знаменитые (в том числе прп. Андрей Рублев и Дионисий) не подписывали своих икон, ибо свято верили, что их талант принадлежит Богу, что они лишь "подмастерья" Святого Духа. Они заботились прежде всего о своем внутреннем духовном устроении, стремились снять все возможные препятствия для действия Святого Духа в своей душе, чтобы стать идеальными "проводниками" воли Божией.(4) Своей праведной жизнью они призывали в помощь себе Святого Духа, и Дух Божий не посрамлял их надежды, о чем и ныне свидетельствуют их иконы и фрески. Содействие Святого Духа иконописцу особенно благочестиво описано в житии первого святого иконописца Древней Руси прп. Алипия Печерского.
Святой Дух также связывает воедино икону-изображение и явленного ей святого. Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы человека, и через Духа Святого проистекают чудотворения от святых икон. В Духе Святом протекает молитва, с которой человек обращается к Богу перед святой Его иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный "ответ" иконы, т.е. Самого Господа, Богородицы или святого. Итак, Святой Дух
— в Своем превечном исхождении от Отца таинственно является совечным Отцу и Сыну — Образу Бога невидимого;
— участвует в сотворении человека по образу и подобию Божию;
— по воле Отца и Его силою благовествует и совершает воплощение и вочеловечивание, воиконовление Сына Божия, принятие Им на себя плотского образа;
— в Крещении подтверждает полноту Божественного Первообраза как Сына Божия, нисходя на Него в виде голубя, и вместе с тем — полноту принятого на себя Первообразом плотского образа;
— в Преображении сквозь видимый телесный образ показывает во всей силе нестерпимое сияние Божественного Первообраза;
— соединяет в реальное богочеловеческое двуединство Первообраз (Господа Иисуса Христа) и образ (человека), — до Пятидесятницы сокровенно, а в Сошествии Духа на апостолов явленно и явственно;
— связывает в духовное двуединство небесные первообразы и земные иконообразы;
— возводит через иконообраз к познанию Первообраза;
— возносит к Первообразу почитание, воздаваемое образу (иконе);
— восстанавливает, возрождает подвижника, всякого благочестивого человека как живую духоносную икону Первообраза;
— помогает иконописцу изобразить в линиях и красках то, что неизобразимо, выразить то, что невыразимо, описать то, что неописуемо, т.е. явить икону верующему духовному оку как двуединое, ипостасное, богочеловеческое таинство;
— реально пребывает со святым на его иконе;
— незримо, но неотлучно присутствует в соборном молитвенном Богообщении перед иконами и в чудотворениях, проистекающих от икон.
Может быть, нигде христология и пневматология не соединены так тесно, как в богословии образа, богословии иконы.
Сноски:
1. Нам известны две небольшие работы на эту тему.
2. Иногда эти слова цитируются в другом переводе: "Честь, воздаваемая изображению, восходит к Первообразу (переходит на первообразное)".
3. В святоотеческой литературе святые именуются не только христоносцами, как носители Образа Христова, но и духоносцами, ибо они исполнились Духа Святого.
4. В основе этого благочестивого обычая лежали и другие причины. Во-первых, VII Вселенским собором составление композиции иконы отдавалось Св. Отцам, иконописцам же была отведена роль художественных исполнителей. Во-вторых, икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. В-третьих, иконописец считал недопустимым вносить в святое и священное пространство иконы, на котором значилось имя Божие, и свое профанное имя. Итак, отсутствие подписи автора на иконе — это свидетельство особого почитания имени Божия.